Его возглавили деревенский кровельщик Уот Тайлер, народный проповедник из «бедных священников» Джонн Болл и обнищавший рыцарь Джек Строу. Лозунгом восставших стала поговорка: «Когда Адам пахал, а Ева пряла – где был дворянин?» Захватив Лондон, бунтовщики расправились с приближенными короля, сожгли главный королевский архив и квартал юристов Темпль. 14-летний король Ричард II согласился удовлетворить требования восставших и отменить личную зависимость крестьян от помещиков. Во время следующей встречи с королем Тайлер, вступивший в перепалку с лордом-мэром Лондона, был смертельно ранен. Джона Болла и Джека Строу схватили и казнили, восстание было подавлено. Правительство Англии снизило налоги, смягчило законодательство, а лорды стали заменять барщину денежным оброком.В 1826 году в Константинополе вспыхнуло восстание янычар.
Янычары, веками бывшие главной военной силой Османской империи и составлявшие особую касту, к этому времени превратились в недисциплинированную и варварскую силу. Пользуясь огромными привилегиями, они занимались всевозможными ремеслами, вплоть до самых предосудительных, а, становясь солдатами, только и делали, что грабили и мучили мирных жителей или затевали бунты. Дело дошло до того, что янычары стали отказываться выступать против неприятеля. Решив реорганизовать армию, султан Махмуд издал указ о формировании регулярных частей, которые должны были обучаться у приглашенных из Египта офицеров. Главный штаб янычар указу подчинился, а рядовые и унтер-офицеры выступили против. В ходе восстания они разграбили дворец великого визира и потребовали казни высших сановников. Расплата была мгновенной и жестокой. Султан окружил непокорных янычар на одной из площадей и безжалостно истребил картечью и ружейным огнем. В один день погибли от шести до семи тысяч человек, а множество взятых в плен были казнены в последующие дни. Заодно был ликвидирован и орден дервишей, всегда действовавших заодно с янычарами. Из столицы выслали 20 тысяч бродяг.В 1931 году началась война Боливии с Парагваем из-за территории Чако.
Эта пограничная нефтеносная территория расположена между реками Парагвай и Пилькомайо. Боливия добивалась также выхода к морю через эти реки. В ходе войны Парагвай получил помощь оружием от Аргентины, а Боливия – от Чили и Перу. В 1935 году парагвайские войска вступили на боливийскую территорию; в июне под Ингави состоялось последнее сражение, которое закончилось победой Парагвая. В июле 1938 года Парагвай и Боливия подписали мирный договор, по которому примерно две трети спорной территории отошли к Парагваю, одна треть – к Боливии. В Чакской войне обе стороны понесли большие потери (250 тысяч убитых и раненых), обе страны были экономически истощены.
Лондон, год 1970-й. Впервые членом английской палаты лордов стал актер. В этот день Лоуренс Оливье был удостоен звания пожизненного пэра…
Актер и режиссер, директор Британского Национального театра, он еще при жизни был признан гением. Незабываемый адмирал Нельсон в «Леди Гамильтон», великолепный Красс в «Спартаке», непревзойденный «Гамлет». Это в кино. На сцене Оливье сыграл, можно сказать, всех «главных шекспировских персонажей». В 9 лет в школьном спектакле «Юлий Цезарь» ему доверили роль Брута. Посетившая премьеру актриса Эллен Терри записала в дневнике: «Мальчик, игравший Брута, уже великий актер…»
Сегодня день рождения певца, голос которого, однажды услышав, уже невозможно спутать ни с каким другим.
Демис Руссос – а мы говорим именно о нем — появился на свет 15 июня 1947 года в египетской Александрии. Его родители — Джордж и Ольга — по происхождению были греками. Отец добился большой известности как архитектор, однако семья была вынуждена иммигрировать и постоянно нуждалась. Чтобы помочь родителям, Демис, освоивший в музыкальном колледже гитару, трубу и фортепиано, начал играть в местных кабаре, ресторанах и других увеселительных заведениях. Во время одного из таких ресторанных выступлений Руссос попробовал спеть сам. Его дебютными попытками стали каверы известных хитов. Необычный — высокий, сильный, с почти экстатическим вибрато — вокал Руссоса сразу привлек к себе внимание. Музыкант понял, что может делать нечто большее, нежели просто исполнять чужую музыку.
Первая же сольная пластинка Демиса стала шедевром. Пик его карьеры пришелся на 70-е годы прошлого века.
Сурова и прекрасна природа Норвегии. Высокие скалы, горные ущелья, извилистые причудливые фьорды. В глубине одного из них раскинулся старинный город Берген – здесь в такой же день 1843 года на свет появился замечательный норвежский композитор и музыкальный реформатор Эдвард Григ.
Его первой учительницей была мать. Она научила сына играть на рояле, поощряла его первые композиторские опыты. Однако серьёзное музыкальное образование в Норвегии получить было негде. И когда стало ясно, что путь Эдварда — это путь профессионального музыканта, его послали учиться в Лейпцигскую консерваторию. В консерватории он получил хорошую профессиональную подготовку, но прекрасно понимал, что годы учения для него не кончены. И Григ принялся за изучение народных норвежских мелодий: ходил по горам, вслушивался в пастушьи наигрыши, в деревнях прилежно записывал песни, свадебные марши, весёлые танцы. «Я почерпнул богатые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство», — писал в последствии композитор.
Во время поездки в Рим Григ познакомился с Ференцом Листом. И эта встреча также много дала будущему автору музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Наиболее знамениты такие пьесы из этого произведения, как «Смерть Озы», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Арабский танец» и «Песня Сольвейг».
В 1867 году родился поэт и переводчик Константин Бальмонт.
В начале прошлого века его имя знала вся читающая Россия. “То было время, когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта”, — писал об эпохе 1900-х Валерий Брюсов. Бальмонт, по словам Николая Гумилёва, “открыл для читателя сокровищницу мировой поэзии”, первым “пригласил мечту дальних стран на пир русской поэзии”. «Кому дорога русская поэзия, тому навсегда будет дорого певучее имя Бальмонта», — в свою очередь утверждал Георгий Адамович.
Поэзия Бальмонта, в отличие от большинства коллег-символистов, оптимистична, светла, далека от мистики, роковых предзнаменований и прочих тревожащих души настроений, которыми было пронизано творчество современников. Он писал:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
В 1914 году в ставропольской станице Нагутской в семье железнодорожника родился Юрий Андропов. В юности будущему генеральному секретарю ЦК КПСС пришлось поработать киномехаником, телеграфистом, матросом. Как и все советские вожди до Горбачева, Андропов не получил высшего образования, зато имел прекрасную память и логический склад ума, что помогло ему в карьере. Другим помощником стала близость к органам, возникшая в годы войны, когда Андропов руководил партизанским движением в Карелии. Впоследствии он занял малозаметный, но важный пост инструктора-кадровика в ЦК партии. В 1956-м он был советским послом в Венгрии, где сыграл решающую роль в подавлении восстания. С 1967-го возглавлял КГБ и все больше прибирал к рукам реальную власть. Андропов единственный получал реальную информацию о положении в стране и осознал необходимость реформ. Однако когда он в ноябре 1982-го получил власть, реформы свелись в основном к ужесточению дисциплины. Правление Андропова длилось всего 15 месяцев, и то большую их часть генсек провел в больнице, поскольку был подключен к аппарату искусственной почки.
Июнь 2001 года стал черным месяцем для российского кинематографа.Скоропостижно ушли из жизни Николай Еременко-младший, Любовь Соколова, Савва Кулиш, Эльза Леждей… А 15 июня случилась еще одна трагедия — в Институте имени Вишневского на 83-м году жизни скончался народный артист СССР Михаил Глузский.
Михаил Андреевич сыграл в кинематографе более чем в двухстах фильмах, и все его роли, даже второстепенные и эпизодические, были очень яркими и запоминающимися. Взять хотя бы его есаула Калмыкова в картине Сергея Герасимова «Тихий Дон» — ведь он же сломал у массового зрителя стереотип белого офицера (Глузский говорил, что «с этой ролью он как бы не расставался всю жизнь»). А каков был его тост про птичку в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница»!
В одном из интервью, разоткровенничавшись, Михаил Андреевич признался, что не помнит своего отца. Но помнит тяжелое детство и как трудно было маме, у которой на руках остались двое детей. Именно в детстве Глузский влюбился в кинематограф, бесчисленное количество раз пересматривая фильмы с участием Чарли Чаплина, Дугласа Фербенкса и Мэри Пикфорд.