В 73 году 15 апреля римляне после долгой осады захватили иудейскую крепость Масада у Мертвого моря. Ее защитники, не желая сдаваться в рабство, покончили с собой. Из 960 мужчин, женщин и детей в живых остались только семеро женщин с детьми, сумевших спрятаться и позже рассказавших о подвиге защитников крепости. Вот так печально завершилось иудейское восстание против римского господства. К слову, крепость Масада не имеет никакого отношения к названию одной из разведслужб государства Израиль Моссад.
В 1703 году тридцатитрехлетний Доменико Трезини подписал контракт о службе в России. Этот швейцарец итальянского происхождения стал истинной находкой для Петра Великого. Проехав по северу Руси, чтобы понять быт и дух неведомого ему народа, Трезини год спустя появился на берегах Невы и стал первым архитектором Петербурга. Он блестяще реализовал все планы русского царя. Дебютом зодчего на новой родине стал форт Кроншлот, морские ворота северной столицы. Потом были Кронштадт, Александро-Невская лавра, Петропавловский собор и новая — каменная — Петропавловская крепость, Летний дворец Петра в Летнем саду, Петровские ворота, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань и большое количество — увы! — не сохранившихся построек.
В 1874 году в Париже открылась первая выставка произведений художников-импрессионистов.
Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (от французского impression — впечатление), который экспонировался как раз на той выставке. Критика встретила новую живопись грубыми насмешками и даже травлей. Правда, уже с конца 1880-х годов многие приемы импрессионистов были подхвачены представителями академического и салонного искусства. Эдгар Дега по этому поводу заметил: «Нас расстреливали, но при этом обшаривали наши карманы». А когда импрессионизм окончательно вошел в моду, известную картину Дега «Танцовщицы, тренирующиеся у стойки» продали за 500 тысяч франков. Когда Дега узнал об этом, он сказал: «Художник, который написал это не обязательно слабоумный; но тот, кто заплатил за это 500 тысяч франков, самый настоящий идиот».
В 1942 году в осажденном Ленинграде было восстановлено трамвайное движение.
8 декабря 1941 года подача электроэнергии прекратилась, да так неожиданно, что десятки трамваев и троллейбусов застряли посреди улиц. Всю самую суровую блокадную зиму разбитые и засыпанные снегом вагоны навевали на ленинградцев грусть. Ольга Берггольц писала: «… у Лавры на путях цепь трамваев с выбитыми стеклами, с сугробами на скамейках. Тоже стоят… Неужели мы в этом когда-то ездили? Странно! Я шла мимо умерших трамваев в каком- то другом столетии, в другой жизни».
Какой же радостью для измученных ленинградцев стало появление на улицах первых трамваев утром 15 апреля 1942 года. Люди с удивлением и восхищением оборачивались на уже забытый звук, кричали «ура» и просили вагоновожатых… еще раз позвонить в звонок.
В этот день вывела свой вагон на линию и Ефросинья Агапова. Этот момент она запомнила на всю жизнь: «… И вдруг вагон ожил. Не могу передать, что испытала в эту минуту. Вывела трамвай из парка. На остановках входят люди, смеются, плачут от радости. Многие спрашивают: «Сколько же теперь будет стоить билет?» А я тоже смеюсь и слезы вытираю от радости, говорю: «Все те же 15 копеек, дорогие мои, все те же 15 копеек». Тот рейс, 15 апреля, я не забуду никогда».
Сегодня на невзрачном здании на набережной Фонтанки, у цирка, висит мемориальная доска в память о тех сотрудниках тяговой подстанции трамвайной сети, которые обеспечивали движение блокадных трамваев.
В 1951 году в Лондоне впервые прошли выборы «Мисс Вселенная», или «Мисс Мира». Тридцать претенденток, появившихся на сцене в купальниках «бикини», которые в то время были еще неизвестны в Англии, вызвали настоящий фурор.
Между тем пионером этого дела была Америка. Именно там впервые девушки демонстрировали себя в купальниках на выборах «Мисс Америки» в далеком 1921 году. Организаторы шоу объясняли свое требование тем, что только в купальниках можно по достоинству оценить красоту фигуры и избежать подделок.
Самое же первое в истории соревнование красавиц состоялось еще в сентябре 1888 года в бельгийском курортном местечке Спа.
В 1764 году ушла из жизни Жанна-Антуанетта Пуассон, в замужестве Д`Этиоль, более известная как маркиза де Помпадур. Девчонка с улицы, она сумела влюбить в себя короля и 20 лет негласно править Францией.
…В 10 лет известная прорицательница предсказала девочке славу, богатство и власть, сообщив, что ей «на роду написано» стать возлюбленной короля. Красавица и умница Жанна, даже выйдя замуж, готовилась к этой «роли». Она достигла совершенства в танцах, пении, игре на клавесине и арфе, сочинении стихов и живописи и — что немаловажно — научилась носить платье с изяществом вельможной дамы. Впервые Людовик Пятнадцатый увидел ее в карете, проезжавшей мимо места охоты. В 24 года он подарил ей титул маркизы. Узнав, что неизлечимо больна, Помпадур приняла мудрое решение: она стала контролировать увлечения короля, поставляя ко двору хорошеньких девушек. Это она убедила Людовика передать ей небольшой — на грани краха — фарфоровый завод в Венсене. Маркиза перевела его в Севр, построила отличные дома для художников и рабочих, и — севрский фарфор стал знаменит на весь мир. А в подаренном ей дворце Малый Трианон, в Версале, Жанна построила оранжерею с растениями со всего света. Здесь, кстати, впервые во Франции созрела клубника.
Маркиза де Помпадур умерла в 43 года. Король пережил ее на 10 лет.
В 1886 году родился Николай Гумилев – поэт, драматург, путешественник; теоретик литературы, назвавший пришедшее на смену символизму направление «акмеизм» — от греческого корня со значением «высшая стадия, расцвет».
В эссе «Крылатая душа» Александр Куприн так писал о Гумилеве:
«В нем было нечто, напоминающее какую-то дикую и гордую перелетную птицу: маленькая, круглая сзади, голова на высокой шее, длинный прямой нос, круглый глаз со сторожким боковым взором, неторопливые движения. Так же, как птица, любил он простор и свободу, любил не метафорически, не теоретически, а любовью духа. Его радостью были далекие пути. Я не знаю всей его жизни, но мне хорошо известно, что бывал он в Африке, где от негуса Абиссинского получил милостивые и совсем ненужные ему разрешения: охотиться на слонов и добывать золото в пределах абиссинских владений. Бывал он также на Крайнем Севере, на Вайгаче и на Новой Земле, в очарованных странах полугодовой ночи, безмолвия и северных сияний. Зимою 1919 года я встречал его на петербургских улицах в длинном лапландском малахае из оленей-выпоротков, шитом по краям и по рукавам мелким цветным бисером. Высокий, с медлительной важной походкой, с серьезным лицом — он сам был похож на стройного, сурового экзотического жреца».
Жизнь Гумилева закончилась трагически. В августе 1921 года в Петрограде ВЧК якобы раскрыла контрреволюционный заговор «Петроградской боевой организации» во главе с профессором Владимиром Таганцевым. По этому делу, от начала до конца сфальсифицированному, были расстреляны 61 человек, и среди них — один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев.
В 1941 году в селе Нэркин Оратаг Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР родился режиссер Роман Балаян.
О своей независимости и самостоятельности (и в выборе сценария, и его воплощении на экране) Балаян заявлял каждым новым фильмом еще в 70-е годы прошлого века. Это стало его кредо: достаточно назвать такие ленты, как «Бирюк», «Полеты во сне и наяву», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Две луны, три солнца». Это кино не развлекательное, его снимал философ и великолепный рассказчик. В картинах Балаяна сосуществуют прошлое и современное, а человек пытается понять законы гармонии мира — противостоя обществу, подчиняясь ему, открывая прежде всего в самом себе бездонные глубины отчаяния, предательства, любви и надежды.
«Призрак в Парижской опере действительно существовал. Он не был, как долгое время считали, ни иллюзией певцов, ни суеверием директоров или плодом фантазии разгоряченных умов танцовщиц кордебалета, билетеров, гардеробщиков… Да, он существовал, причем во плоти и крови, хотя делал всё, чтобы его считали настоящим привидением…» Это строки из романа «Призрак оперы», обессмертившего имя французского писателя Гастона Леру. По роману Леру был снят фильм и поставлен одноименный мюзикл, который является одним из самых популярных в мире. Всего же на сегодняшний день экранизированы уже 27 произведений романиста.
Гастон Леру не отличался крепким здоровьем, он умер 15 апреля 1927 года от уремии в возрасте всего пятидесяти девяти лет, заканчивая работу над своим 63 литературным детищем.
Сегодня день рождения Федора Савельевича Хитрука. Хитрук – патриарх советской анимации. На Союзмультфильме он с 1938 года. Призов и наград – не счесть. Среди его учеников – весь цвет современной российской анимации. Но главное – Хитрук сделал «Винни Пуха», «Каникулы Бонифация» и «Фильм, фильм, фильм». Он – легенда.
А еще сегодня день рождения Примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой.Пугачева – это целая эпоха. Раньше был очень популярен такой анекдот. Энциклопедия 21 века. Каталог на букву Б. Фамилия – Брежнев: мелкий политический деятель, живший в эпоху Аллы Борисовны Пугачевой.