Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) разработало проект указа, который существенно облегчает условия ведения бизнеса в сфере торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. Особенно в малых городах и сельской местности.
Документ размещен на сайте Республиканской конфедерации предпринимательства, представители которой входят в общественно-консультативный (экспертный) совет при МАРТ.
Мораторий на проверки
Разработчики проекта указа предлагают с даты его вступления в силу до конца 2020 года ввести мораторий на проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю, общественное питание, деятельность в сфере бытового обслуживания населения.
Исключение составляют проверки в рамках государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора, контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании и так далее.
«В государствах-членах Евразийского экономического союза в тяжелые годы применялась практика отказа от проверок. В сложившихся в Республике Беларусь экономических условиях также необходимо наложить мораторий на плановые проверки», — отмечается в обосновании к проекту указа.
Отмена согласования режима работы
Проектом указа также предлагается отменить для всех субъектов независимо от места осуществления ими деятельности административную процедуру согласования режима работы с местными исполнительными и распорядительными органами. Сейчас режим работы устанавливается по согласованию с местными администрациями.
«При этом интересы населения не ущемляются, так как сохраняется обязанность субъектов обеспечить соблюдение объявленного ими режима работы объектов. Предлагается сохранить необходимость согласования режима работы для объектов, в которых осуществляется обслуживание покупателей после 23:00 и до 7:00, в целях защиты интересов граждан, особенно при размещении объектов в жилых домах», — говорится в обосновании.
Уведомительный принцип
Кроме того, разработчики документа предлагают изменить подход к началу осуществления деятельности от разрешительного к уведомительному. На данный момент субъекты хозяйствования вправе осуществлять торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание только после внесения соответствующих сведений в Торговый реестр Беларуси и государственный информационный ресурс.
«Принятие проекта указа позволит субъектам начинать работу сразу после направления в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган уведомления о включении соответствующих сведений в названные информационные ресурсы, за исключением продажи товаров, оптовая и (или) розничная торговля которыми подлежит лицензированию», — подчеркивается в обосновании к проекту указа.
Преференции для малых городов и сельской местности
Отдельный блок в проекте указа посвящен средним и малым городам, а также сельской местности. Под ними понимается территория всей Беларуси за исключением городов Барановичи, Бобруйск, Борисов, Брест, Витебск, Гомель, Гродно, Жодино, Жлобин, Лида, Минск, Могилев, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск.
«В целях стимулирования предпринимательской деятельности в области торговли, общественного питания, сфере бытового обслуживания населения проектом указа предоставляются более значительные преференции на территории средних и малых городских поселений, сельской местности. Это обусловлено снижением уровня обслуживания населения, проживающего на указанных территориях, особенно в сельской местности, а также ростом затрат на организацию такой деятельности», — отмечают разработчики проекта указа.
Они предлагают предоставить субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность в малых и средних городах, а также сельской местности, право не уплачивать налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (юридические лица), подоходный налог с физических лиц (индивидуальные предприниматели), применять ставку налога при упрощенной системе налогообложения в размере одного процента. При этом данная норма будет распространяться не на все субъекты хозяйствования.
«В торговле это будут субъекты, имеющие магазины и (или) павильоны с торговой площадью 100 и менее квадратных метров, неизолированные и нестационарные торговые объекты, торговые места на рынках, в общественном питании — субъекты, имеющие объекты общественного питания с числом мест 50 и менее, нестационарные объекты общественного питания. Для бытового обслуживания населения предлагается предусматривать наличие соответствующего объекта бытового обслуживания и (или) возможность оказывать бытовые услуги населению, проживающему на указанной территории, без объекта», — предлагают составители документа.
Революционные изменения
Проект указа также содержит ряд других предложений. Как отмечается в обосновании, его принятие повлечет необходимость внесения изменений и дополнений в Гражданский и Налоговый кодексы, постановления правительства и другие нормативные акты.
«Принятие проекта указа не потребует дополнительного финансирования из средств бюджета. При этом принятие указа может привести к частичной потере доходной части бюджета за счет освобождения субъектов от уплаты налогов, сборов (пошлин), которая будет компенсирована привлечением на определенную проектом указа территорию новых субъектов», — отмечается в документе.
Президент не против
Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктор Маргелов называет предложения, озвученные в проекте указа, революционными.
«Это предложения, серьезно ломающие условия бизнеса в малых городах», — говорит он.
Вместе с тем, по его словам, проект указа может претерпеть еще серьезные изменения.
«Две-три недели назад было согласительное совещание, на котором ряд госорганов его раскритиковали. Тем не менее, есть надежда, что он будет проведен непосредственно с поддержкой президента. На сегодняшнем совещании я увидел его согласие на такой документ», — отмечает Виктор Маргелов.
По его мнению, если документ будет подписан президентом, в малых городах бизнеса станет больше.