Высаженные цветы и деревца в память о малоизвестном герое

Общество

Незадолго до праздника Радуницы семья гомельчан посетила памятник-обелиск на месте массового сожжения жителей деревни Лавстыки в годы фашистской оккупации, где в общей могиле покоятся останки и их родственников.

Не счесть, сколько боли и страданий принесла Великая Отечественная война народу Беларуси. В результате фашистского геноцида, на фронтах, в партизанских отрядах и в подпольной борьбе погиб каждый третий житель нашей республики. И нет ни одной семьи, которой бы не коснулась трагедия Великой Отечественной: с той войны у кого-то не вернулись отец, мать, брат, дядя, у кого-то другие родственники – боль и горечь утраты не становились меньше и не стихали с годами.
Конечно же, пожалуй, в каждой белорусской семье особой гордостью является близкий или даже дальний родственник, который в грозные годы военного лихолетья проявлял образцы мужества и отваги в борьбе с врагом и заслуживает особого почета и уважения. А ведь таковых, говоря современным языком, нераскрученных героев, о которых не писали в книгах и не снимали фильмы, было немало. Остановимся только на одном примере судьбы родных и близких жительницы города Гомеля Аллы Паниной.

Наша Октябрьщина для нее не является малой родиной – Алла Алексеевна родилась и провела свои детские годы в поселке Сологубов Лельчицкого района. Родители трудились в местном леспромхозе, а когда на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия это предприятие закрыли, семья Паниных переехала в Гомель. С областным центром и была связана вся дальнейшая жизнь Аллы Алексеевны. Она окончила Гомельское железнодорожное училище, затем – техникум этого же профиля, трудилась на пассажирском участке Гомельского отделения Белорусской железной дороги – и бригадиром, и проводником, и в отделе кадров. Сейчас на заслуженном отдыхе, большую часть года проводит на даче в пригородном поселке Прибор.
А вот с Октябрьским районом, в частности, с деревней Лавстыки Аллу Панину связывают родственные корни по линии матери Ольги Степановны Падуто (ее девичья фамилия). До войны, кто был повзрослее из многодетной семьи Падуто, трудился в местном колхозе, жили довольно небедно. Кто бы мог подумать, что меньше чем за год фашистской оккупации, 2 апреля 1942 года, все 115 жилых домов деревни Лавстыки будут сожжены дотла, а от вражеских пуль и живьем в огне пожарищ погибнут 335 мирных жителей из 496 проживающих в довоенный период. Не преминула трагическая участь и многих родственников Ольги Степановны, которых, а точнее, их останки, уже после карательной операции «Бамберг» похоронили в двух братских могилах на территории и вблизи данного населенного пункта – Лавстыки, который, к счастью, возродился после войны.
Самой Ольге Падуто удалось избежать этой мученической смерти – она как раз в тот период находилась в партизанской бригаде Федора Павловского, где была поваром, выполняла другие задания. В самом конце оккупации Ольга попала в лапы фашистов, была угнана в Германию, где подвергалась принудительному труду на заводе. После освобождения некоторое время работала на территории этой страны в санатории, где проходили лечение советские солдаты и офицеры. Позже вышла замуж и вернулась в Беларусь, обосновавшись, как отмечалось выше, в Лельчицком районе. Так как необходимые документы в неразберихе военного времени где-то затерялись, а после многие бывшие партизаны, не претендуя на какие-либо привилегии, данному факту не придавали значения, статус участника Великой Отечественной войны и партизанского движения Ольге Степановне был присвоен только в 1997 году, когда ее уже не было в живых.
В рядах народных мстителей отважно сражались и два брата Ольги Падуто Иван и Владимир. Иван Степанович, 1923 года рождения, воевал в партизанских отрядах имени Богдана Хмельницкого и Александра Матросова, которые действовали на территории бывших Барановичской и Белостокской областей (больше в районе Ивацевичей): участвовал в вооруженных стычках с полицаями, в уничтожении телеграфно-телефонной линии, подрыве рельсов железнодорожных магистралей. Награжден очень значимой и ценной медалью «Партизану Отечественной войны» II степени. С войны вернулся живым и невредимым, после трудился на родине в различных отраслях народного хозяйства.
Его младшему брату Владимиру, 1926 года рождения, к сожалению, была уготована короткая жизнь и трагическая участь. Володя 16-летним юношей в январе 1942 года вступил в партизанский отряд №17 125-й партизанской бригады, дислоцировавшейся в соседнем Копаткевичском районе. Ближе к освобождению Беларуси уже опытный подрывник Владимир Падуто влился в ряды народных мстителей отряда имени Боженко (место его действия – опять же Брестская область, территории Ганцевичского, Ивановского и Пинского районов). Согласно характеристике от командования, наш молодой земляк активно проявил себя в «рельсовой войне», имея на своем счету 12 взрывов железнодорожного полотна, в составе группы партизан разгромил 3 немецко-полицейских гарнизона, рискуя жизнью, штурмовал вражеский воинский эшелон. За мужество и героизм, проявленные в ходе партизанской борьбы, Владимир Падуто был удостоен правительственной награды, такой же, как у старшего брата.
Сразу после освобождения Беларуси партизан Падуто стал красноармейцем. На фронт отправился из Бреста. Однако дальнейший боевой путь для него оказался недолгим: Владимир Падуто пострадал в жестоком бою у польского городка Радимин и умер от ран 9 сентября 1944 года. Похоронен на воинском кладбище этого же населенного пункта.
– О судьбе моего дяди Володи я слышала со слов мамы, но многих важных сведений из его партизанской и фронтовой биографии мы долгое время не знали, – рассказывает Алла Панина. – Благодаря интернету и, в особенности, порталу «Партизаны Беларуси» почерпнули для себя очень ценные сведения. И, судя по личной карточке партизана Владимира Падуто, где описаны его поистине подвиги, дана мотивация для представления к награждению боевой медалью, с гордостью отмечаешь: а ведь этот храбрый партизан, по возрасту почти мальчишка, заслуживает того, чтобы его называли героем. В нашей семье родилась идея посетить место захоронения моего дяди, но сейчас в связи со сложной политической обстановкой в Польше сделать это практически нереально. Чтобы почтить память защитника Родины, нашего дорогого родственника, а также его односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, мы решили по случаю Радуницы приехать на его малую родину в Лавстыки.
Алла Алексеевна упомянула, что много лет назад, когда была еще жива ее мама Ольга Степановна, периодически вместе с ней приезжала сюда. Уже тогда запомнилась доброта и открытость местных жителей, впечатлило, как они бережно и трепетно относятся к памятникам жертвам фашизма, вспоминают теплым словом всех, кто не вернулся с войны, погиб здесь в огне пожарищ. Связи с земляками матери гомельчанка Панина поддерживает все время, в частности, постоянно перезванивается со своей троюродной сестрой Майей Мороз (урожденной Круголь), бывшим специалистом управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома. Майя Андреевна, кстати, выступила и своеобразным экскурсоводом по Лавстыкам во время визита гостей из областного центра.
Отдавая дань памяти жертвам Великой Отечественной и подвигу своих родственников в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Алла Алексеевна Панина, ее дочь Инна, зять Игорь и внучка Илона посадили живые цветы и деревца-туи у обелиска на месте массовой гибели жителей деревни Лавстыки в апреле 1942 года на территории данного населенного пункта, отметив, что на этом святом месте они впоследствии будут собираться чаще и более широким кругом.

Юрий Касперович.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *