Исполнилось 100 лет со дня рождения одного из самых известных наших земляков, белорусского журналиста и публициста, заслуженного деятеля культуры БССР Николая МАРУШКЕВИЧА (1924–1994). Около 40 лет Николай Тимофеевич отдал журналистике. Начинал в жлобинской районке «Шлях сацыялізма», затем работал в газетах «Чырвоная змена», «Сельская газета», в 1971–1983 годах возглавлял Белорусское телеграфное агентство (БелТА). Об этом неординарном человеке мы расскажем в редакционном проекте «Родом из Жлобинского», посвящённом 100-летнему юбилею создания нашего района.
РОДОМ ИЗ СОЛОНОГО
Николай Марушкевич родился в деревне Солоное Жлобинского района. Она была оживлённой ещё до революции 1917 года. Здесь находились медеплавильня, водяные и ветряные мельницы, хлебозапасный магазин, крахмальный заводик, сукновальня, питейный дом, две деревянные церкви. В самом центре населённого пункта размещалось народное училище с приличной библиотекой. При советской власти здесь был организован колхоз «На варце».
Отец Николая, Тимофей Марушкевич, до революции крестьянствовал, а потом трудился на железной дороге: строил мосты и дома. В Жлобин семья переехала незадолго до начала войны.
В БОРЬБЕ С ВРАГОМ
Едва в железнодорожной средней школе, где учился Николай Марушкевич, прозвучал выпускной звонок, на родную землю посыпались гитлеровские смертоносные бомбы. А вскоре по улицам Жлобина зацокали кованые сапоги фашистов. Новые хозяева заставили Николая, его брата и отца стать чернорабочими на железной дороге.
Летом 1941 года Николаю Марушкевичу не было ещё и 17 лет. Но он, отважный комсомолец, по заданию подпольного райкома комсомола организовал диверсионную группу на узловой станции Жлобин, где работал. В наградном листе (наш земляк был отмечен орденом Отечественной войны I ст.) сообщается, что Николай Марушкевич подорвал 2 паровоза, эшелон с бензином, центральную водомагистраль, передавал в партизанский отряд ценные разведданные о фашистах. А когда в июне 1943 года возникла угроза ареста, Николай и другие подпольщики ушли к партизанам, в бригаду «Железняк», прихватив с собой большое количество винтовок и патронов.
Николай Марушкевич был бесстрашным и неуловимым разведчиком. После того как фронт подошёл к Жлобинскому району, наш герой воевал с врагом уже в составе Красной Армии (рядовым). Но в конце 1944-го ЦК КПБ отозвал его с фронта и направил в освобождённую Польшу в качестве помощника главного уполномоченного при Совете Министров БССР по эвакуации белорусского населения из Белостокской области. Дело в том, что тогда же, в 1944 году, Сталин передал эти территории, входившие до войны в состав Белорусской ССР, Польше.
ПУТЬ В ЖУРНАЛИСТИКУ
В 1947 году Николай Марушкевич вернулся в Жлобин и решил посвятить себя журналистике. Работал литсотрудником в редакции райгазеты «Шлях сацыялізма». Правда, недолго. Его как депутата избрали секретарём исполкома городского Совета народных депутатов, а вскоре – и первым секретарём райкома комсомола.
Но журналистика за Николаем Марушкевичем, как говорится, шла по пятам. В Вешняках под Москвой он окончил газетное отделение Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ и в 1952 году переехал в Минск. Работал заведующим отделом, а через год – ответственным секретарём газеты «Чырвоная змена». Затем его пригласили на эту же должность в газету «Колхозная правда» (позднее – «Сельская жизнь»). А ещё через год назначили заместителем главного редактора и одновременно заведующим отделом писем, местной корреспондентской сети и массовой работы.
Коллеги Николая Марушкевича запомнили его как дотошного журналиста. А вообще он был простым и доступным человеком. Все знали, что у него немало боевых и трудовых наград, что он депутат нескольких созывов Верховного Совета БССР, заслуженный деятель культуры Белорусской ССР, что он пользовался огромным уважением в ЦК КПБ и ему доверяли возглавлять делегации газетных работников в Польшу, Румынию, ГДР, Чехословакию. Но сам Николай Тимофеевич старался не выделяться, всегда проявляя скромность.
РАБОТА В БЕЛТА
В 1970 году Николай Марушкевич пришёл работать в Белорусское телеграфное агентство (БелТА) и вскоре возглавил его. Вместе с героем нашей публикации в БелТА пришло много молодых журналистов, которые никогда прежде не были связаны с информационной службой. Они учились на ходу. Вдобавок в то время шла техническая реконструкция агентства.
С приходом Николая Марушкевича в БелТА контакты с местными партийными и советскими органами стали более тесными. Благодаря этому журналисты лучше знали проблемы, которые решались на местах. Всё чаще в агентство стали обращаться из обкомов и райкомов партии, из министерств и ведомств с просьбами и предложениями подготовить для печати материал о чём-то новом, интересном. Это говорило о возросшем авторитете БелТА.
ПРАВДИВЫЕ КНИГИ
Николай Марушкевич любил писать очерки, которые потом из газетных полос попадали в книги. Одну из них он посвятил своему земляку – Герою Советского Союза Василию Ивановичу Козлову, которого знал лично. Книга называется «Смысл его жизни». Автор сумел показать тонкости превращения простого крестьянского парня в генерала, народного вожака в годы войны. Страницы книги словно дышат тем суровым временем.
Его другой очерк – «На стремнине жизни» – посвящён председателю колхоза «Коммунист» Кировского района Ивану Васильевичу Шпилевскому и также вышел отдельной книгой. Автор и здесь убедил читателя в том, что только твёрдый характер, сила воли, природный дар руководителя помогли разрушенному войной хозяйству встать с колен.
Николай Марушкевич также занимался переводами – с белорусского языка на русский.Фото из открытых интернет-источнико
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель