28 марта

Общество

28 мартаВ 1797 году Натаниэль Бриггс из Нью Гемпшира запатентовал стиральную машину. Описание изобретения кануло в Лету, поэтому трудно сказать, что именно в то время называли стиральной машиной.
В 1851 году в тех же США изобрели стиральную машину в виде барабана, вращающегося вокруг неподвижных лопастей, а через пять лет – ящик, где двигалась деревянная рама, перекатывая деревянные же шары. В середине XIX века «стиральное машиностроение» распространилось среди американских фермеров и западноевропейских крестьян. Они дарили жёнам устройства, чаще всего являющиеся бочками, в которых от ручной силы вращались лопасти или крестовины. Иногда ручная сила заменялась животной, как сделал один золотоискатель в Калифорнии. Он устроил общественную прачечную на базе стиральной машины, запускаемой двенадцатью мулами. В 1861 году изобрели ручные валики для отжима белья, и вообще стиральная машина обрастала всё новыми усовершенствованиями. К 1875 году только в Америке их запатентовали более двух тысяч.
Революция в создании этих устройств свершилась лишь в первую пятилетку ХХ века. В 1900 году немец Карл Миле, производивший маслобойки в виде деревянных кадок с вращающимися лопастями, остроумно доработал эту конструкцию, приспособив её для стирки. Только теперь она стала простой и удобной. А в 1906 году американец Альва Фишер присоединил к этой «дочери маслобойки» электродвигатель и заменил деревянный бак на металлический.

В этот день 1922 года трагически погиб отец автора «Лолиты» Владимира Набокова Владимир Дмитриевич Набоков.
В августе 1920 года отец и сын Набоковы переехали в Берлин, где отец стал редактором русской газеты «Руль». Первые переводы французских и английских поэтов, первая проза Владимира-сына печаталась именно в этой газете.
28 марта 1922 года в зале Берлинской филармонии с лекцией «Америка и восстановление России» выступал бывший министр Временного правительства Павел Милюков. Владимир Дмитриевич не мог упустить возможности послушать своего давнего оппонента и товарища. Окончив доклад, Милюков собрался уже покинуть трибуну, как вдруг из зала выскочил какой-то человек и с криком «Мы отомстим за убийство государя!» стал стрелять в сторону оратора. Началась паника. Владимир Дмитриевич побежал к сцене, желая остановить террориста. Это ему удалось, но ценой собственной жизни: в него попали три пули. Пистолет из рук стрелявшего Набоков выбил, уже умирая. Спасенный Милюков прожил после этого более 20 лет.

В 1933 году Йозеф Геббельс, министр просвещения и пропаганды в гитлеровском правительстве, встретился с деятелями кино. Главное, чего требовал Геббельс, — режиссеры и актеры должны чувствовать себя немцами, а фильмы должны рассказывать о славном прошлом и давать примеры для подражания в настоящем. После прихода Гитлера к власти немецкая кинематография, единственный в мире конкурент Голливуда, стала составной частью программы «гляйхшалтунг» — подчинения всех сфер жизни Германии нацистской идеологии. Гитлер поручил Геббельсу контроль за кинематографией на всех стадиях – от производства до проката. В результате, если в 1931 году экспорт немецких фильмов за границу принес более 30 миллионов марок дохода, то после прихода Гитлера к власти от силы 4, то есть в семь с половиной раза меньше.

В 1971 году на Волжском автозаводе был начат выпуск автомобилей – вступила в строй первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тысяч автомашин в год. 28 марта с конвейера сошла первая машина «ВАЗ-2101» — знаменитая «копейка». Основой для этой модели послужил итальянский «Фиат-124», претерпевший некоторые модификации. При мощности двигателя в 60 л/с максимальная скорость «копейки» достигала 140 км/ч. По внешнему виду автомобиль очень похож на свой итальянский прототип. «ВАЗ-2101» не отличался особой экономичностью или эргономичностью. Надежность также не входит в число достоинств «копейки». Однако неизбалованные советские автолюбители были рады стать обладателями и такой несовершенной машины. Позднее были представлены две модификации «первой» модели: «ВАЗ-21011» и «ВАЗ-21013», у которых имелись некоторые не очень существенные изменения.
Всего в 70-80-е годы было разработано девять основных моделей легковых автомобилей марок «Жигули» и «Лада», имевших нумерацию от «2101» до «2109» с модификациями. Помимо уже упомянутой «копейки», особенно популярной в народе стала «шестерка» — модель «ВАЗ-2106», выпуск которой был начат в 1976 году. Она была оснащена двигателем мощностью 80 л/с и могла развивать скорость до 150-ти км/ч.
Несмотря на фактический отказ АВТОВАЗа с середины 1990-х годов от марки «Жигули», с 2005 года это название снова повсеместно употребляется по отношению к заднеприводному семейству LADA «классика». Кстати, модельный ряд автомобилей «Жигули» находится на 10 строчке в Списке самых продаваемых автомобилей в мире.

28 марта 1483 года в Великую пятницу в итальянском городе Урбино в семье художника родился Рафаэль. Имена учителей Рафаэля говорят сами за себя: сперва — Перуджино, а после переезда во Флоренцию – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Фра Бартоломео. Известность Рафаэлю принесли его «мадонны», самая знаменитая из них – «Сикстинская». В 25 лет Рафаэль получил первый крупный заказ от Папы Римского Юлия Второго: расписать новые залы и галереи — лоджии — в Ватикане. Рафаэль создал настоящие шедевры, которые принесли ему славу одного из величайших мастеров Высокого Возрождения. Потом Рафаэль получил в высшей степени почетное назначение: новый папа Лев Х поручил ему строительство базилики собора Святого Петра, начатое Браманте. «Всем известно, — писал Папа, — что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также великим архитектором… Согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора…»

28 марта 1743 года родилась графиня Екатерина Романовна Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова.
Одна из выдающихся личностей 18 столетия, сподвижница императрицы Екатерины Второй, первая женщина – президент Российской академии наук. По воспоминаниям современников, она отличалась прямолинейностью в суждениях, гордым и независимым нравом. Свободно владела четырьмя языками, увлекалась литературным творчеством, любила искусство, интересовалась политикой и наукой. Встречалась и переписывалась с Дидро, Вольтером и Адамом Смитом.
«В ее натуре можно найти элементы всех темпераментов, всех возрастов и состояний, – писала Кэтрин Вильмонт. – Мне кажется, она была бы на своем месте и управляя государством, и командуя армией. Она рождена для поприща в широких размерах и доказала это тем, что восемнадцати лет от роду стояла во главе революции; а потом, в продолжение двенадцати лет управляла двумя академиями».

28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился русский писатель и публицист, основоположник социалистического реализма Максим Горький.
«За ним всегда останется крупная заслуга: он показал живую душу в босяке. Достоевский показал ее в преступнике, а он — в босяке…», — сказал о Горьком после первой встречи с ним в 1900-ом году Лев Толстой.
Сам же Горький позднее напишет: «Вообще, русский босяк — явление более страшное, чем мне удалось сказать, страшен этот человек отчаяньем своим. Судите сами: не было бы такой России, не было бы и такой революции в ней».

28 марта 1943 года скончался Сергей Рахманинов.
В 1917 году, вскоре после социалистической революции, композитор с семьей покинул Родину, жил в Европе, в Америке, много концертировал как пианист и дирижер и гораздо меньше писал, словно разлука с родиной лишила его животворящего источника. Однако он внимательно следил за всем происходящим в Советском Союзе. Во время второй мировой войны передал в советское консульство сбор от нескольких своих концертов, сопроводив значительную денежную сумму таким письмом: «От одного из русских посильная помощь в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Рахманинов — это до сих пор, пожалуй, стоящая особняком в российской культуре личность, всю глубину и значение которой еще предстоит понять и оценить. «Я пишу ту музыку, которую слышу внутри себя, — говорил он. — Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение, поэтому и музыка моя — русская…»

Сегодня день рождения кинорежиссера Александра Митты — автора замечательных фильмов, среди которых «Друг мой, Колька», «Сказка странствий», «Гори, гори, моя звезда», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж», «Звонят, откройте дверь», «Граница: Таежный роман»…
«В моем понимании кино рассказывает истории, рассказывает сказки, в которых нуждаются люди, — говорит он. — Я всегда держу в голове сказку, и, если история не вписывается в параметры сказки, значит что-то не так. В сказке приятно видеть, что люди побеждают. Это помогает жить…»

По странному совпадению две важнейшие вехи в судьбе британской супергруппы «Дженезис» приходятся на 28 марта. В 1976 году в этот день музыканты начали первый тур по Америке без Питера Габриэля. Габриэля, как известно, заменил вокалист и барабанщик Фил Коллинз. А спустя ровно 20 лет, также 28 марта, ушел на сольные хлеба и он.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *