Кардиохирурги РНПЦ «Кардиология» впервые в Беларуси сделали операцию по трансплантации сердца и легких. Операция непростая: органы пересаживаются от донора реципиенту единым комплексом. Все прошло успешно: пациент пока в стерильном боксе, но уже идет на поправку.
— Когда прошла первая операция по трансплантации сердца, а это было в 2009 году, мы заявляли, что подготовимся к трансплантации комплекса «сердце — легкие» и сделаем ее через год-два, но вы видите, сколько прошло времени, пока это не свершилось, — рассказывает директор РНПЦ «Кардиология» Александр Мрочек. — Сложный процесс подготовки специалистов, сложная система организации, чтобы это осуществилось, но мы преодолели все барьеры, и ребята сегодня показали класс мастерства кардиохирургов. Реципиент чувствует себя достаточно неплохо.
Операцию по пересадке сердца и легкого провели 2 ноября. Она длилась девять часов, над трансплантацией работали 20 человек. Оперировал пациента академик Юрий Островский. Его ассистенты, кардиохирурги РНПЦ «Кардиология» Сергей Спиридонов и Владимир Андрущук пообщались с журналистами.
— Заниматься трансплантацией сердца и легкого заставила жизнь. С 2009 года проводят трансплантацию сердца у пациентов с сердечной недостаточностью, — рассказал Сергей Спиридонов. — Однако есть группа пациентов, у которых длительное существование с пороком сердца привело к легочной гипертензии. Здесь заменой только одного сердца пациенту не поможешь, так как у него будет развиваться правожелудочковая недостаточность.
Сначала кардиохирурги создали протоколы по трансплантации комплекса «сердце — легкие», потом длительно тренировались, создали группу реципиентов. Последний этап — стажировка в Ганноверском центре, который является мировым лидером по трансплантациям такого рода. Ежегодно в Ганновере выполняется около 150 трансплантаций легких и около 10−15 трансплантаций комплекса «сердце — легкие». В России первую трансплантацию комплекса «сердце — легкие» провели в 2014 году, вторую — в 2015-м.
— Уже прошло 12 суток, мы наблюдаем за нашим пациентом. Если до операции у этого пациента преобладала сердечная и легочная недостаточность, то сейчас эти явления купируются и он идет на поправку, — объясняет Сергей Спиридонов.
— Мы, хирурги, говорим, что операция прошла успешно, когда пациент уходит домой. Но кризисный период — первые дни, недели… Первые сутки любой хирург боится кровотечений, отторжения, воспалительной реакции, сердечной недостаточности. Все это мы отслеживаем, часто созваниваемся с нашими коллегами в Ганновере — советуемся, как вести таких пациентов, — добавляет Владимир Андрущук.
Кардиохирурги говорят, что постоянно нужно проводить мониторинг функции легких, сердца у Алексея.
— Постоянно пациенту выполняется эхокардиография, рентгеновские снимки, компьютерная томография. Также проводится физическая реабилитация, занятия — чтобы была хорошая дренажная функция легких пациент должен быть активным. Когда человек двигается, работают межреберные мышцы, диафрагма, хорошо происходит откашливание, функция трансплантированных органов лучше. Сейчас мы очень боимся инфекций, позже будем расширять его режим, если все будет в порядке, переведем в палату.
В листе ожидания реципиент стоял с марта 2016 года: нужно было время, чтобы нашелся донор, сердце и легкие которого бы идеально подходили по всем параметрам.
— Нужно, чтобы совпадали рост, вес, чтобы в плевральной полости пациента легкие хорошо расправились, сердце хорошо работало. Легкие должны быть в хорошем состоянии, донор должен быть недолго на искусственной вентиляции легких. Подбор таких легких занял длительное время, — объясняет Сергей Спиридонов.
В очереди на трансплантацию комплекса «сердце — легкие» уже стоят 15 реципиентов.