Ремонт тракторов и сельскохозяйственных машин к предстоящему весеннему севу ведется в хозяйствах Октябрьщины недостаточными темпами ввиду сложного экономического положения сельхозпредприятий и, соответственно, острой нехватки средств на приобретение необходимых запасных частей.
Как известно, председатель Гомельского облисполкома В. А. Дворник уже несколько недель назад поставил перед аграриями области задачу максимально подготовить в текущий период всю необходимую технику, чтобы организованно развернуть полевые работы с 1 марта. Вполне вероятно, что так оно и может быть: отступление морозов и дневные плюсовые температуры, установившиеся на этой неделе, действительно, реально напоминают о скором наступлении весны, и, соответственно, посевная может начаться в определенный губернатором срок. Значимость предстоящего сева нынче возрастает еще и по той причине, что на яровые зерновые культуры будет сделана особая ставка. Все мы стали свидетелями аномальной прошлогодней засухи в сентябре и последующего за ней резкого продолжительного похолодания, неблагоприятно сказавшимися на состоянии озимых посевов, которые во многих местах взошли и развились неравномерно и, по предварительным прогнозам, не дадут той отдачи, что планировалась. И чтобы быть с зерном и кормами в текущем году, необходимо провести яровой сев как можно более организованно и в оптимальные сроки. Это в значительной степени зависит от состояния машинно-тракторного парка и готовности техники, наиболее востребованной именно на начальном этапе массовых полевых работ, которые, еще раз подчеркнем, наступят ни сегодня-завтра.
Что же мы имеем в реальности? Сложившееся положение особо не радует: образно говоря, у ремонтников сельхозпредприятий Октябрьщины времени до постановки необходимой техники на линейку готовности остается меньше, чем неисправных тракторов и почвообрабатывающих агрегатов. Все дело, как характерно для последних лет, упирается в финансы, а точнее, в их дефицит на приобретение необходимых запчастей для ремонта и восстановления машин и механизмов. Хотя ради справедливости стоит отметить, что работа не стоит на месте: в эти дни ремонт тракторов и прицепного инвентаря ведется в мастерских всех хозяйств района, определенную помощь оказывают и ремонтники ОАО «Октябрьрайагросервис». Но времени и денег, конечно же, не хватает.
Общую ситуацию с тракторным парком усугубляет и то обстоятельство, что на протяжении последних двух лет он практически не обновлялся, а износ тракторов в среднем по району составляет 71% — один из самых высоких показателей в области. На сегодняшний день, например, из имеющихся в наличии 4-х суперэнергонасыщенных тракторов марки «Беларус-3522», на которые будет возложена основная нагрузка по подготовке почвы под предстоящий весенний сев, не исключая круглосуточный режим работы, исправны 3, за исключением «тридцатьпятки», принадлежащей ОАО «Поречье-Оресса». В данный момент необходим детальный ремонт двигателя, и пока решается вопрос с его передачей в специализированное предприятие «Гомельоблагросервис». Но это опять же время и деньги…
Есть проблемы и с готовностью энергонасыщенных тракторов «Беларус-3022» — из 21-го 4, находящиеся в собственности ОАО «Бумажкова-агро», «Моисеевка», «Ломовичи» и «Поречье-Оресса» и требующие очень дорогостоящего ремонта, на будущей посевной использоваться не будут. Не сняты отдельные вопросы и по готовности некоторых остальных «тридцаток». В ряде мест, в частности, в ОАО «Октябрьский-Агро», «Моисеевка» положение планируют поправить с привлечением на посевную менее мощных тракторов «Беларус-2022» (их всех по хозяйствам числится 8), но нет твердой гарантии, что эти далеко не новые «стальные кони» смогут без поломок вытянуть нужный объем пахоты и культивации на весенней посевной.
Самая удручающая ситуация с готовностью энергонасыщенной техники сложилась в настоящее время в открытом акционерном обществе «Поречье-Оресса». Здесь из 5-и энергонасыщенных тракторов на ходу только один. Ремонтники, правда, делают все, что могут: на один из «Беларусов-3022» заказан комплект запчастей в ОАО «Минский тракторный завод», на другом собственными силами пробуют приспособить двигатель, демонтированный со списанного кормоуборочного комбайна, а «Беларус-3522», как уже отмечалось выше, должны помочь восстановить гомельские ремонтники.
Ряд проблемных вопросов имеется и по подготовке почвообрабатывающей техники. В эти дни механизаторы своими силами «ставят на ноги» дискаторы, культиваторы и бороны. Лучше других эта работа ведется в ОАО «Дербин» (там готовность техники составляет порядка 85%), «Некрашинский», «Ломовичи», в мастерских отделения «Рассвет» ОАО «Моисеевка», уже готовы к выходу в поле восстановленные агрегаты АДУ-6 и КП-6 в ОАО «Краснослободское». Хуже обстоят дела с комбинированными посевными агрегатами – их готовность составляет чуть более 50% (пока самый низкий показатель среди районов Гомельщины). Поэтому перед аграриями стоит задача номер один – иметь в каждом хозяйстве хотя бы по две полностью исправных сеялок к 1 марта. Положительные подвижки у некоторых уже есть: механизаторы ОАО «Некрашинский» недавно завершили ремонт зерновой сеялки АПП-4, трудятся над восстановлением старого, но хорошо зарекомендовавшего себя импортного агрегата «Lemken». Исправны эти сеялки также в ОАО «Октябрьский-Агро» и «Ломовичи».
Как сообщили в райсельхозпроде, по состоянию на 15 февраля сельхозпредприятия района для ремонта тракторов и прицепного инвентаря уже приобрели запчастей на сумму 61,7 тысячи рублей – их закупку осуществляет ОАО «Октябрьрайагросервис», а оплата идет через завод СОМ за реализованное на переработку молочное сырье. Конечно, этого недостаточно, если учесть, что ремонтная база почвообрабатывающих агрегатов обеспечена комплектующими на 75%. Кроме того, требуются дополнительные средства на проведение технического обслуживания энергонасыщенной техники (закупка масла, фильтров и т. д.). Вопросы, как видно, постепенно решаются, главное при этом – не упустить время, обеспечить качество ремонта, чтобы посевная ни одно хозяйство не застало врасплох.
Юрий Касперович.