Косые лучи утреннего солнца пробрались сквозь пыльные занавески и осветили маленькую, темную, затхлую комнатушку одной из квартир бесконечных многоэтажных домов города. Здесь, в маленькой комнате скромной квартиры, пятнадцатилетняя школьница неохотно пробуждается звоном будильника, чтобы начать еще один день своей, как ей казалось, ужасной, никчемной жизни: ведь у нее ВИЧ.
Утро кажется отвратительным Соне, ведь нужно снова вставать, идти в школу, терпеть насмешки одноклассников, выслушивать упреки, оскорбления отчима, смотреть на слезы матери, вечно страдающей от алкогольной зависимости и побоев супруга, – и изо дня в день все одно и то же.
Но маму она очень любит. Когда Наталье Федоровне (так звали Сонину маму) было семнадцать, она полюбила человека, который в будущем стал отцом ее дочери. Отличница, всегда опрятная и воспитанная девушка полюбила простого уличного парня Сергея. В грубом, печальном выражении лица она смогла разглядеть доброе сердце, жаждущее материнской любви, которой ему так не хватало в детстве (родители юноши умерли, когда ему было 6 лет). Виной тому – их пристрастие к наркотикам и тяжелый недуг – ВИЧ, который передался и сыну. Далее мальчика ждали холодные стены детдома и коварные взгляды таких же, как и он, детей-сирот. Именно они научили Сергея жить по правилу: или ты, или тебя. Но вот он встретил девушку, которая сумела заставить биться его сердце чаще, и Сергей полюбил ее. Побоявшись потерять возлюбленную, он скрыл от нее свою болезнь. Но страшная правда Сергея открылась. Сдав анализы, Наталья узнала, что у нее ВИЧ. Через два года на свет появилась Соня. Девочка унаследовала не только мамины глаза и улыбку отца, но и то, что больше всего сближало ее родителей, – вирус иммунодефицита человека. Когда Соне исполнилось 5 лет, отец скончался. Мать после этого много плакала и начала много пить, а потом для нее это стало привычкой.
Лучшим другом для Сони была ее бабушка. После разговоров с ней девочке становилось легче, и жизнь не казалась бесполезной и ужасной.
Женщина тоже любила внучку. Вера Геннадьевна навсегда запомнила наказ врачей: «Медикаментозное лечение, правильное питание, здоровый образ жизни, а главное – поддержка. И еще, берегите девочку от вредных привычек». Она никогда не давала Соне уходить в себя, все ее жалобы бабушка выслушивала с пониманием, ведь она уже из-за вечной занятости потеряла дочь, и ей так не хотелось, чтобы Соня повторила горькую судьбу своей матери.
Одноклассники не любили Соню отчасти потому, что она хорошо училась, и они не могли понять, как девочка из неблагополучной семьи может быть лучше их, почему ее не презирают учителя. Они издевались над ней, как могли. Соне было больно, но она никогда не подавала вида. Девочка молча, стиснув кулаки и сжав зубы, шла к своей цели: она хотела, чтобы никто не совершал ошибок ее родственников, чтобы люди реже болели такими болезнями, как ВИЧ или СПИД. Девочка мечтала стать психологом, она хотела быть полезной обществу и дарить добро людям.
И вот прошло 15 лет. Как все-таки быстро меняется мир, а еще быстрее – люди. Соня больше не девочка, а взрослая, красивая, самостоятельная девушка, которая не пала духом и смогла назло всем недоброжелателям стать счастливой. Да, это она поднимается по лестнице одной из реабилитационных клиник города: ее мечта сбылась, она – успешный психолог. Люди идут к Соне нескончаемым потоком: у каждого своя проблема, свое горе. Девушка каждого внимательно выслушивает и дает советы, которые некогда и ей самой помогали.
Обычный апрельский день. Ярко светит солнце, весело щебечут птички, и на душе у Сони тепло и спокойно. Трудовой день только начался, и она ждет своего очередного пациента. Вот тихо распахнулась дверь, и в кабинет вошел юноша семнадцати лет, а за ним его мать. Молодой человек имел нездоровый вид.
– Здравствуйте, – рассеянно сказала женщина и продолжила: – Меня зовут Ольга Георгиевна. Никогда не думала, что эта проблема коснется нашей семьи, но это случилось… Мы самая обычная семья. У нас двое детей: старший сын и дочь. С мужем всегда старались уделять им внимание. Но так произошло, что мы слишком поздно поняли, что наш сын вот уже несколько месяцев употребляет наркотики: я заметила синяки на венах. После этого мы сразу же отправили сына на лечение в реабилитационную клинику. Когда он понемногу начал приходить в себя, казалось, что все страшное уже позади, и мы снова заживем прежней жизнью. Но нам стало известно, что наш сын – носитель ВИЧ- инфекции. Все внутри меня рухнуло. Я долго не могла рассказать об этом сыну, но и молчать была не в силах: он носитель вируса иммунодефицита человека. После того, как сын обо всем узнал, у него было несколько попыток суицида. Мне страшно, а что если меня не будет рядом, и он снова попытается вскрыть себе вены? Вы наша последняя надежда.
Соне был интересен рассказ женщины. Каждый раз, когда к ней приходили ВИЧ-инфицированные пациенты, у нее внутри все сжималось. Она чувствовала их боль на себе, ведь Соня одна из них.
– Я поняла вашу проблему и сделаю все, чтобы помочь, но сейчас я хочу поговорить наедине с вашим сыном. Пожалуйста, Ольга Георгиевна, оставьте нас.
– Да-да, конечно, – сказала женщина и вышла из кабинета.
– Меня зовут Софья Сергеевна. Я тот человек, который поможет тебе снова полюбить жизнь. Скажи, как тебя зовут? – обратилась Соня к своему пациенту.
– Это не так уж и важно. Со мной все в порядке. Я не нуждаюсь в помощи, – грубо ответил юноша.
– Тебе нужна моя помощь. Просто ты боишься себе в этом признаться. Почему? Ты не живешь, а ждешь смерти, мечешься между воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем. Люди с твоим диагнозом сегодня живут полноценной жизнью. Так зачем умирать, когда можно жить, жить здесь и сейчас. Расскажи мне о себе.
Юноша поднял голову и долго смотрел на Соню, а потом начал свой рассказ:
– Меня зовут Ваня. Я был обыкновенным школьником. В школе очень любил географию и мечтал стать геологом. Сначала все было хорошо: я старался хорошо учиться, постоянно читал книги о строении Земли. В 15 лет хочется выделиться, показать, что ты не такой, как все, что ты лучше, круче. Мальчики из моего класса хвастались тем, что уже пробовали курить, пили пиво. А тех, кто всего этого не делал, считали трусами.
Однажды, когда я возвращался с учебы домой, ко мне подошли парни из моего класса и постарше. Они спросили, пробовал ли я когда-нибудь наркотики. Мне стало страшно, ведь если я отвечу «нет», то меня назовут трусом и могут изрядно поколотить, поэтому я ответил да. Тогда они спросили, может быть, я еще хочу. Я сначала пытался отказаться, но потом поддался уговорам и впервые познакомился со странными эмоциями, ранее незнакомыми. Мне понравилось, а на следующий день захотелось еще, и я снова пошел с этой компанией, но на этот раз они потребовали денег. Пришлось отдать все, что у меня было, но этого оказалось недостаточно, тогда я начал выносить из дома мелкие вещи так, чтобы родители не заметили. Я забросил учебу, география больше не интересовала меня. Я теперь не желал стать геологом, а хотел как можно скорее получить свою дозу. Было очень хорошо, но на следующий день начиналась ломка, которая с каждым разом становилась сильнее. Спасение я видел только в наркотиках. Для меня не существовало ничего ценнее их. Я уже ничего не мог с собой поделать. Но потом мама заметила у меня на руках следы от уколов. Родители против моей воли отправили меня в реабилитационный центр. Мир без наркотика поначалу казался мне ужасным, бессмысленным, никчемным. То, что я пережил, можно назвать самым настоящим кошмаром. Мой организм требовал наркотик. Хотелось рвать на себе волосы, одежду, кричать. Я ненавидел родителей за то, что они отобрали у меня наркотики. Но потом прошло время, со мной поработали психологи, и мой организм начал понемногу приходить в нормальное состояние. Я мечтал о том, что заживу прежней жизнью. Окружающий мир снова начал привлекать меня, он заиграл даже большими красками, чем раньше. Я понял, какую большую ошибку совершил, поддавшись на уговоры своих знакомых. Я стал ценить жизнь.
Да только роковая минута маминого признания о моей болезни перечеркнула все. У меня подкосились ноги, внутри все перемешалось, я не знал, что делать дальше. В голове застрял один вопрос: как дальше жить? У меня были попытки суицида: я не хотел мучить ни родителей, ни себя, но мама вовремя меня останавливала. Она не оставляла меня одного ни на минуту. Мне жалко маму: она так переживает за меня, а я ведь уже ничего в этой жизни не стою. У нее есть дочь, которая сделает ее счастливой, а от меня одни проблемы.
Ваня закончил свой рассказ и закрыл лицо руками. Ему стало больно, горько, досадно.
И Соне стало больно и обидно за юношу. Она чувствовала, что такая болезнь, как ВИЧ, – не его судьба. Девушка очень хотела помочь и сказала с сожалением:
– Я знаю, как тебе больно обо всем этом говорить. Поверь, если ты примешь свою болезнь, тебе станет легче. Просто перестань думать о смерти, это не выход. У тебя есть возможность жить, так зачем ее терять? Но ты должен следовать советам врачей. Жизнь с ВИЧ-инфекцией трудна, но возможна. Нужно регулярно проверять состояние иммунитета у врача, вести правильный образ жизни и всеми силами поддерживать свое здоровье, а главное, не допускать таких мыслей, как у тебя. Возьми себя в руки.
Главное – укрепление иммунитета. Пересмотри свое питание: сделай его полезным. Употребляй такие продукты, которые содержат много витаминов, белков. Откажись от жирной еды. Займись спортом. Я думаю, утренние зарядки и вечерние пробежки не доставят много проблем. Безопасный половой контакт – гарант того, что ты не заразишься втройне опасными для себя заболеваниями и не заразишь партнера. Забудь про алкоголь, наркотики – они только вредят твоему организму и ослабляют иммунитет.
А главное, не замыкайся в себе. Не бойся своей болезни. Выброси из головы мысли о том, сколько живут люди с ВИЧ, живи, просто живи: иди к своей цели, заводи новые знакомства, совершенствуйся. Но помни: на тебе лежит большая ответственность. Людей с твоим заболеванием, Ваня, уже около 40 миллионов, и с каждым днем эта цифра растет, более того, некоторые даже и не подозревают о своей болезни. Ты должен стараться не допустить распространения ВИЧ, потому что каждый зараженный – новый носитель. Старайся не допускать контакта своей крови с кровью здорового человека. Всегда предохраняйся во время полового контакта: жизнь дороже мимолетного увлечения. Уж я-то знаю, о чем говорю. Я буду ждать тебя в следующий раз, но уже с улыбкой. Обещаешь?
– Я буду стараться, – ответил Ваня.
Мальчик попрощался и исчез за дверью.
Когда Соня осталась в кабинете одна, она погрузилась в себя. Перед ее глазами начали всплывать картинки из собственного детства: плачущая мать, грубый отчим, одноклассники, насмешки, которые так больно ранили. Ей так хотелось об этом позабыть и оставить в память только доброе лицо бабушки. Но прошлое постоянно назойливо напоминало о себе и вызывало боль, боль отчаяния. Стук в дверь возвращает Соню в реальность, плохие мысли улетучиваются, и жизнь продолжается.
Ольга Наумова,
учащаяся ГУО
«Средняя школа №1
г. п. Октябрьский