На диалоговой площадке обсудили пути развития системы образования

Образование Общество

В стране продолжают работу диалоговые площадки. Их смысл в том, чтобы услышать каждого, кому небезразлично, как мы будем жить завтра, каким будет наше общество. Потому обсуждение затрагивает самые разные сферы нашей жизни – экономику, образование, медицину, молодежную политику, местное самоуправление. В дискуссиях участвуют депутаты, руководители предприятий, ученые, эксперты, бизнесмены, представители общественных объединений и многие неравнодушные граждане. Прозвучавшие мнения, идеи, предложения лягут в основу подготовки Всебелорусского собрания для определения основных направлений развития страны в ближайшие годы.

На прошлой неделе диалоговая площадка, которая прошла на базе средней школы №2 г. п. Октябрьский, была посвящена развитию системы образования. К участию в дискуссии были приглашены педагоги, учащиеся, ветераны труда, депутаты. В построении конструктивного диалога помогали эксперты: начальник отдела образования, спорта и туризма Октябрьского райисполкома Марина Балынская, учитель Любанского детского сада-базовой школы, депутат Любанского сельского Совета депутатов Наталья Андрусевич, председатель ветеранской организации отдела образования, спорта и туризма Надежда Позняк, педагог социальный СШ №2 Надежда Войтехович и воспитатель группы продленного дня районной гимназии Зоя Жулега.  Модератором встречи выступила заместитель директора по воспитательной работе СШ№2 Анна Король. 

Перед тем как мероприятие перешло в формат обсуждения с цифрами и фактами о развитии системы образования района выступила начальник отдела образования, спорта и туризма Марина Балынская. В частности она рассказала, что в районе функционирует19 учреждений образования, из них 14 – общего среднего образования, 3 детских сада, центр творчества детей и молодежи, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, социально-педагогический центр.  В учреждениях образования района обучается свыше 1500 детей, в дошкольных учреждениях – 462 ребенка.

Всего в учреждениях образования трудятся 730 человек, из них 320 педагогов.

Результаты ЦТ, которые улучшаются год из года, свидетельствуют о качественной подготовке учащихся по учебным предметам: 2018 год – 41, 2019 год – 53, 2020 год – 55,4. Как итог, увеличилось поступление в высшие учебные заведения. Если в 2018 году 41% выпускников продолжили обучение в вузах, то в 2020 году – 60,5%.

Радуют победы в олимпиадах по учебным предметам и в творческих конкурсах. В прошлом учебном году октябрьские школьники стали лидерами в 14 учебных и 43 творческих конкурсах.   

Для обсуждения на  диалоговую  площадку «Система образования — пути развития» были вынесены вопросы дистанционного обучения, десятибалльной системы оценивания учащихся, актуальные аспекты воспитательной работы и другие. 

Сможет ли дистанционное обучение заменить традиционное?

По мнению одиннадцатиклассницы гимназии, победительницы областной олимпиады по белорусскому языку Амины Назаровой, в дистанционном обучении минусов больше, чем плюсов.

                                                                                     Амина Назарова

«Да, можно, например, сэкономить время, которое мы тратим, добираясь до места учебы, – делится она. – Но все-таки не хватает живого общения. Ни одно голосовое сообщение не сравниться с живым объяснением учителя. Наши победы с Татьяной Сергеевной были бы невозможны, если бы мы общались дистанционно».

Марина Самуиловна Балынская высказала мнение, что дистанционное обучение скорее подходит для учреждений среднего специального и высшего образования, когда молодой человек уже определился с выбором профессии и идет к своей цели. Для школьника, становление личности которого еще происходит, профессиональный выбор только определяется, оптимальным будет именно очное обучение, живое общение с педагогами и сверстниками.

Татьяна Сергеевна Креч считает, что очень трудно дистанционно обучить языку и литературе, потому что нет обратной связи, не видишь вживую глаза детей. Ведь литературное произведение надо не просто прочитать, надо его почувствовать душой.

Участники сошлись во мнениях, что при определенно сложившихся ситуациях дистанционное обучение может использоваться, но живое общение заменить ничем невозможно.

Десятибалльная система оценивания учащихся. Возможен ли возврат к пятибалльной?

Как отметила Наталья Федоровна Андрусевич, десятибалльная система дает больше возможностей для оценки знаний учащихся, и она максимально объективна. К ней привыкли уже и дети, и родители. А многие современные педагоги и родители не знакомы с пятибалльной системой, не говоря уже о детях.

                                                                                             Зоя Васильевна Жулега

Зоя Васильевна Жулега, педагог с многолетним стажем, также согласна с тем, что десятибалльная шкала позволяет оценивать знания учеников более объективно. Ведь все равно при пяти баллах существовали при отметках «плюсики», «минусы», которые позволяли проводить определенную градацию знаний.  

Информационное пространство. Как уберечь детей от опасности в интернете?

Детей необходимо учить не только видеть, читать, но и анализировать информацию, получаемую из интернета, мыслить критически, сопоставлять разные точки зрения. Мнение участников диалога в этом вопросе было единым. В ограждении детей от деструктивной интернет-информации, дозированного пользования интернет-источниками не должны оставаться в стороне и родители. Прежде всего от них зависит сколько времени ребенок проводит в интернете и какую информацию от оттуда черпает. При обсуждении данного вопроса прозвучало предложение, уделить внимание на курсах повышения квалификации обучению педагогов работе в соцсетях.

Обсуждалась проблема буллинга (школьной травли). Педагоги акцентировали внимание на том, что детей надо учить этому противостоять и строить работу с коллективом класса так, чтобы не допустить появления изгоев.

Аспекты воспитательной работы

Идея гражданско-патриотического воспитания в нынешнее время приобретает особое значение. Важно воспитать гражданина своей страны, привить подрастающему поколению любовь к родине, показать все достоинства края, в котором ты живешь. С этим мнением ветерана педагогического труда Надежды Никифоровны Позняк согласились все присутствующие. Это одно из основных направлений воспитательной работы в школе, которое актуально во все времена. И здесь ключевой фигурой в организации целенаправленной работы с детьми выступает классный руководитель. Прозвучало предложение от участников диалога больше внимания уделять подготовке классных руководителей. Ведь это не просто педагоги, перед ними стоят задачи по формированию и развитию детского коллектива, созданию благоприятной атмосферы внутри класса, они должны работать не только с детьми, но и родителями.

Как отметила Наталья Федоровна Андрусевич, классный руководитель должен уметь изучить личность каждого учащегося, его потребности и создать условия для реализации себя в школьном коллективе, а в дальнейшем и в жизни. Важно уметь говорить с детьми на их языке, стать их надежным другом и товарищем для всего класса и отдельно для каждого ученика, уметь слушать и слышать каждого.

Не все с легкостью и желанием соглашаются быть классным руководителем.  А вот Татьяна Сергеевна Креч без классного руководства себя не представляет. «Главное, – говорит она, – это взаимопонимание с родителями. Они первые помощники. А еще надо жить с классом, надо чувствовать детей, и обязательно их любить».

Также обсудили на диалоговой площадке вопросы организации шестого школьного дня, закрепления молодых специалистов в системе образования района. Молодые педагоги Валерия Викторовна Ермакова и Никита Сергеевич Коваленко, которые остались работать и дальше в районе, поделились своими впечатлениями и заверили, что не собираются покидать свое первое место работы.  

Елена СТАРИНОВИЧ. Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *