Начавшаяся 80 лет назад Великая Отечественная война октябрьских патриотов не застала врасплох

Общество


Начавшаяся 80 лет назад Великая Отечественная война октябрьских патриотов не застала врасплох: заслон для будущей возможной оккупации врагом был поставлен уже 22 июня того огненного года.


В фондах Центра истории и культуры Октябрьского района находятся записи воспоминаний бывшего комиссара 123-й партизанской бригады, секретаря подпольного Октябрьского РК КП(б)Б Семена Маханько и бывшего комиссара партизанского отряда имени 25-летия ВЛКСМ Степана Прокопчика о тех событиях уже 80-летней давности. Из рассказов этих ветеранов следует, что как раз на воскресенье 22 июня 1941 года Октябрьский райком партии назначил районное собрание партийно-хозяйственного актива. И к 9 часам утра в клуб Рудобельского спиртзавода стали съезжаться коммунисты со всей Октябрьщины. Повестка дня собрания, по иронии судьбы, была посвящена сугубо мирным актуальным вопросам: как оперативно и с большей отдачей завершить косовицу, обсудить вопросы будущей уборки хлебов. А их урожай тогда с учетом благоприятной погоды ожидался хороший. Как и сам тот день, который выдался теплым, солнечным, с легким ласковым ветерком…
Стрелки часов уже повернули за десять, однако собрание почему-то все никак не начиналось. Собравшиеся в клубе не знали, что в это время партийному руководителю района Тихону Бумажкову позвонил из Мозыря первый секретарь Полесского обкома КП(б)Б товарищ Левицкий и попросил несколько подождать с повесткой дня совещания. Судя по тону голоса звонившего, его взволнованным коротким фразам, чувствовалось, что произошло что-то очень серьезное. Где-то через час тот же Левицкий сообщил по телефону о внезапном нападении гитлеровской Германии на нашу землю этим утром, в связи с чем в полдень по радио будет передано важное правительственное сообщение. Поэтому тема совещания будет совсем иной, и как раз на руку, что весь актив оказался на месте.
Тихон Пименович Бумажков, поднявшись на трибуну, сообщил эту страшную весть и предложил отменить назначенную повестку дня. Все находящиеся в зале, не ожидая и близко подобного известия, встревожились и заволновались: что же дальше, как быть? Первый секретарь райкома дал указания по вопросам дальнейшей политической и хозяйственной работы коммунистов, призвал их по прибытии на места сохранять спокойствие, исключить панику и четко выполнять все распоряжения партийного руководства района и райисполкома.
Отпустив сельский актив, Т. П. Бумажков созвал коммунистов, комсомольцев и советских работников райцентра для создания штаба в целях руководства всеми действиями на территории Октябрьщины на случай возможной ее оккупации в ближайшем будущем. В состав штаба вошли наиболее авторитетные люди района – сам Бумажков (единогласно был выбран руководителем этого органа), председатель райисполкома И. С. Чередник, уполномоченный наркомата заготовок, член бюро райкома партии Ф. И. Павловский, прокурор района И. Н. Кулей. Эти люди были, как тогда говорили, политически грамотными и подкованными, поэтому понимали, что резкое вторжение обученных и закаленных в боях по порабощению стран Европы немецких войск на советскую территорию может сложиться не в нашу пользу, и гитлеровцы в скором времени дойдут и до наших мест (что, в принципе, и случилось). Поэтому на своем первом организационном собрании 22 июня 1941 года штаб обороны решил сформировать в райцентре вооруженный отряд, который чуть позже получил статус истребительного батальона. В него к 25 июня было зачислено уже около 60 человек.
Стоит отметить, что к претендентам для вступления в это вооруженное формирование претензий практически не возникало – в предвоенное время подготовке населения к защите Родины в недавно образованном Октябрьском районе уделялось большое внимание. Как свидетельствуют архивные документы, только за 1940 год было обучено автомобильному делу 48 осоавиахимовцев, подготовлено более 300 значкистов ГТО, 150 так называемых «ворошиловских стрелков». Свыше 140 человек, которых призвали из района в Красную Армию весной 1941-го, получили хорошие навыки и подготовку, необходимые для защитника Отечества. Вышеперечисленные обстоятельства способствовали боеспособности личного состава Октябрьского истребительного батальона, а позже – и партизанского отряда района.
Чем же занимались ополченцы в самые первые дни Великой Отечественной войны? Истребительный батальон сразу же после его создания перешел на казарменное положение в помещении Осоавиахима. Поначалу вооружение бойцов было совсем небольшим – 4 боевые и 12 мелкокалиберных винтовок, но запас стрелкового оружия пополнялся с каждым днем. Появились пулемет и две автомашины, на которых ополченцы выезжали вылавливать гитлеровских парашютистов. Также силами батальона рылись окопы, строились оборонительные укрепления. А по прибытию в райцентр в конце июня отступающего воинского полка, которым командовал подполковник Л. В. Курмышев, местный истребительный батальон стал оказывать ему помощь. По заданию полкового командира бойцы батальона производили разведку в тылу противника, в особенности на территории Глусского, Бобруйского, Паричского и Копаткевичского районов, приносили добытые ценные сведения о количестве и технике вражеских войск.
Постепенно истребительный батальон, реорганизованный в партизанский отряд «Красный Октябрь», причем, в числе первых на территории Беларуси, провел несколько удачных операций по борьбе с диверсантами и действующей гитлеровской армией. Так, 8 июля группа партизан во главе со своим командиром Тихоном Бумажковым, взаимодействуя или, точнее, помогая полку Л. В. Курмышева, взорвала мосты через реку Птичь возле деревни Холопеничи и из засады завязала бой с колонной гитлеровских танков и бронемашин. А 17 июля 1941-го произошел знаменитый Оземлянский бой, в ходе которого народные мстители совместно с красноармейцами полка Курмышева при поддержке советского бронепоезда разгромили штаб немецкой дивизии. Враг тогда понес большие потери в живой силе и технике, бойцы и партизаны объединенного отряда Бумажкова-Курмышева захватили множество трофеев и ценных документов. За эту и некоторые другие операции многие октябричане, вставшие в ряды народных мстителей, были удостоены высоких правительственных наград, а их командиры Тихон Бумажков и Федор Павловский стали первыми в Великой Отечественной войне Героями Советского Союза среди партизан.
Рудобелка после этого все активнее бралась за оружие. Ядром первого партизанского отряда «Красный Октябрь», получившего боевые крещения в самый первый месяц войны, стали коммунисты и комсомольцы – потомки местных героев Гражданской войны. Под развесистой елкой отряд Бумажкова, уже после отзыва своего отважного командира в действующую армию, принял знаменитую «Присягу белорусского партизана». В Центре истории и культуры этому событию, как и вообще началу партизанского движения на Октябрьщине, посвящен целый тематический стенд. На нем помещен список тех более двух десятков патриотов, которые поклялись до полной победы не выпускать из рук оружие. Это живые создатели легенд, бойцы невидимого фронта 41-го – Федор Павловский, Владимир Козырь, Владимир Лесюков, Степан Прокопчик, Иван Ахраменко и другие. Сила их была в тесной связи со своим народом. И она, эта сила, множилась день ото дня. Буквально всенародная борьба с фашизмом на территории Октябрьского района, заслуженно отмеченного уже в наше время вымпелом «За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны», которая развернулась еще в июне 1941-го, день за днем, шаг за шагом приближала Великую Победу.
Подготовили Любовь Шейко, научный сотрудник ГУК «Центр истории и культуры Октябрьского района», Юрий Касперович.
Фото предоставлено Центром истории и культуры



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *