Многие до сих пор считают, что проверить билеты на входе в вагон, вежливо предложить чай и разбудить перед нужной станцией – вот и все, что должен делать проводник. На самом деле эта ошибочная точка зрения очень далека от реальности: профессия железнодорожника включает множество важных обязанностей, не видимых для обычного пассажира.
Об этом и многом другом рассказала Виктория Жулего, наша землячка, которая уже 22 года работает проводником Гомельского вагонного участка.
После окончания средней школы №2 г.п. Октябрьский Вика мечтала стать учителем, медсестрой, воспитателем. О профессии проводника она даже не думала. Наверное, так сложилась судьба…
В 1994 году Виктория поступила в Гомельское государственное профессионально-техническое училище №35 железнодорожного транспорта имени М. Лынькова (в 2012 году оно было переименовано в Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта. – Прим. автора). После года обучения получила целых три специальности «кассир билетный», «приемосдатчик груза и багажа», «проводник пассажирских вагонов дальнего следования» и с 1995 года начала работать проводником.
— Первая моя поездка была стажерской, и, конечно, она мне запомнилась на всю жизнь. Это был рейс «Гомель-Москва». Поезд – фирменный, вагон – купейный. В общем, ехали со всеми удобствами. Впечатления остались только самые приятные.
За годы работы исколесила всю Беларусь, побывала во многих городах бывшего СССР: Саратове, Волгограде, Мурманске, Архангельске, Баку, Анапе, Адлере, была в Запорожье, Одессе, Симферополе. Но, пожалуй, больше всех на меня произвел впечатление крупнейший город Казахстана Алматы, особенно горы. Радует то, что именно благодаря работе я имею такую возможность побывать в различных местах. От них у меня остаются только самые теплые воспоминания, новые знакомства, а иногда и встречи с земляками, — говорит Виктория, которой также во время поездок довелось повстречаться и с известными людьми, такими как народная артистка СССР Людмила Зыкина, художественный руководитель балета «Тодес» Алла Духова и участники этого известного коллектива и другими.
В железнодорожном деле важно уметь выживать в дороге, точнее приспосабливаться к жизни на колесах. Самое главное – это обеспечение безопасности движения. Проводники – это и официанты, и грузчики, и медработники, и кассиры в одном лице. Людям этой профессии нужно обладать пунктуальностью, педантичностью, организованностью и дисциплинированностью, так как их работа должна выполняться строго в определенное время по графику отправки поезда. Необходимо быть хорошим психологом, ведь пассажиры, которые встречаются в пути, все индивидуальны, поэтому нужно уметь найти подход к каждому.
Последних полтора года Виктория ездит на поезде «Минск-Новосибирск» (прицепной вагон «Гомель-Новосибирск». – Прим. автора) в паре со своей коллегой Ириной Радьковой, с которой она работает уже очень давно.
— Летние перевозки, пожалуй, — самое горячее время для нас. Когда все люди едут отдыхать, мы работаем с двойной силой. А еще, конечно, выходные и праздники. Не раз мне приходилось встречать Новый год и свой день рождения на рабочем месте, вот и 2018-й также встречу в вагоне поезда. Виктория считает себя счастливым человеком, ведь для этого у нее есть все: любимая работа, замечательные коллеги, близкие и родные люди, которые всегда рядом.
— Работа проводника многим кажется романтичной – поезда дальнего следования, разные города, новые знакомства… Поэтому хотелось бы пожелать всем тем, кто выбрал для себя эту профессию, стойкости, терпения, морального спокойствия. Нужно готовиться к тому, что это тяжелый труд. А что касается романтики, то ее можно найти в любой профессии. Если ты любишь свое дело, в любом случае ее отыщешь.
В преддверии профессионального праздника поздравляю всех железнодорожников и желаю направлять поезд своей жизни по рельсам счастья и шпалам удачи, а в кармане всегда держать счастливый билет на поезд любви. Пусть с высокой скоростью ваши заветные мечты становятся реальностью!
Оксана Борсук. Фото из семейного архива Виктории Жулего.