«Вишинг» — это телефонное мошенничество, при котором преступник связывается с жертвой по телефону (в виде звонка или СМС) и уговаривает предоставить данные банковской карты под определённым убедительным предлогом. Например, представляясь сотрудником банка или какого-то государственного органа.
1. Звонок поступает с незнакомого номера или с мобильного.
Слева — мошенник, справа — банк.
Из банка всегда звонят с официальных номеров, указанных на сайте. Необязательно помнить номер, но он должен быть хотя бы местным.
2. Смс якобы от банка приходит в новую переписку.
Слева — мошенник, справа — банк.
Смс из банка тоже приходят с одного, двух номеров, которые вам уже знакомы. В любом случае не спешите переходить по ссылкам в сообщении.
3. Собеседник не может ответить на простые вопросы.
Слева — мошенник, справа — банк.
Сотрудник банка видит на экране компьютера всю информацию о клиенте, которая есть в базе банка.
Если собеседник не готов ответить на простой вопрос, например, назвать остаток по карте или последнюю операцию, то вероятно это мошенник.
4. Собеседник спрашивает данные карты или смс-код.
Слева — мошенник, справа — банк.
Смс-код — один из главных паролей. Сотрудники банка никогда его не спросят, так же как и CVVна обратной стороне карты.
Если вам позвонили якобы из банка, и вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя. После этого перезвоните по официальному номеру банка — тому, который указан на карте и на сайте, — и попросите переключить на человека, который вам звонил.
5. Вам обещают выгоду без усилий.
Слева — мошенник, справа — банк.
Чтобы завлечь жертву, мошенники обещают солидный доход быстро и без усилий: суперприбыльную работу, беспроигрышные конкурсы, курсы, которые сделают всех богатыми. Но мошенники могут взять предоплату за обучение и пропадут. Или посулят приз и выманят у вас данные карты якобы для перевода выигрыша.
6. Собеседник торопит вас или пытается переубедить.
Слева — мошенник, справа — банк.
Сотрудник банка никогда не будет настаивать или торопить клиента.
7. Ошибки в сообщении
Слева — мошенник, справа — банк.
У банка есть бдительные редакторы, а вот мошенники пишут с ошибками. Не дайте неграмотному преступнику вас обмануть.
8. Имя отправителя написано неправильно
Слева — мошенник, справа — банк.
Мошенники регистрируют адреса, похожие на названия банков. Тут срабатывает особенность восприятия: мы считываем смысл слов даже, если буквы в них перепутаны. Когда приходит такое смс, вас должно насторожить ещё и то, что сообщение оказалось в новой переписке.
Вывод:
- Если вы хотите убедиться в надёжности собеседника, спросите его имя, а после перезвоните в банк по официальному номеру и попросите переключить на человека, который вам звонил.
- Если не уверены в собеседнике, попросите его назвать номер карты или остаток на счёте.
- Не паникуйте, если вам сообщают о блокировке счета. Позвоните в банк по номеру, указанному на сайте или на карте.
- Не обращайте внимание на обещания лёгких денег или выгоды без усилий.
- Если собеседник торопит вас или спрашивает смс-код, то вы говорите с мошенником!
- Внимательно читайте сообщения из банка. Мошенники используют имена отправителей, похожие на названия банков, и допускают ошибки в тексте.
Фото носит иллюстративный характер.
Начальник Октябрьского РОВД Р. Задорожный