Искусство гончарного ремесла продолжают и обновляют мастера Октябрьского районного дома ремесел. Руками Ирины Добрянской и Ольги Кротовой возрождаются национальные традиции, без которых нельзя быть патриотом. В Год мира и созидания творить хочется еще больше, еще лучше, еще креативней.
Любовь к белорусской культуре, национальным традициям и промыслу предков подтолкнула девушек к профессии мастеров-керамистов. Ирина Добрянская – руководитель гончарной мастерской «Веселый кружелек» в доме ремесел, Ольга учит детей гончарному делу в мастерской «Мастеровые руки» в филиале при Гатском сельском доме культуры.
Свой путь они, увлеченные, начинали, можно сказать, одинаково. Ирина с Ольгой окончили одно учебное заведение – Бобруйский художественный колледж имени Ларина. Правда, учились в разные годы. Но главным в своей школе они считают личный опыт. Да и образование по сути не важно, если есть талант. Только благодаря ему можно постичь техники гончарства, которые отличают изделия друг от друга.
Так, Ирина Добрянская владеет несколькими – ручной лепкой и гончарством, передавая свои навыки подрастающему поколению. Учит ребят изготовлению изделий из глины, их декоративному оформлению. Вместе осваивают работу на гончарном круге и процесс обжига.
Мастеру нужны гончарный круг, кусок глины и сильные руки, делится опытом Ирина и, как мастер, знает, что гончарство – искусство необходимое. Кстати, она легко справляется не только с глиной. Ее увлечение и соломоплетение. Так что в доме ремесел Ирина Добрянская универсальный специалист. Глиняные изделия выходят из-под рук Ирины Владимировны и ее воспитанников уже лет семнадцать, а, вообще, в доме ремесел гончарство развивают более двадцати лет. В мастерской обучаются ребята разных возрастов. Детям интересно узнавать, какие игрушки и предметы были в старину, а какие предпочитает современное поколение. В основном, мастерят из глины игрушки. Бывает, садятся за гончарный круг, на котором делается преимущественно посуда. Но этому нужно учиться. Просто так кувшин, горшок или ваза форму не примут. Профессионально вытянуть кусок глины в предмет способен только мастер. И тут все секреты своим воспитанникам выдает Ирина Владимировна.
А еще они узнают от нее историю предметов. На профессиональном сленге прикрепление ручки к кувшину называется обручением. Чем не полезные познания для ребят? Они вслушиваются в звуки глины. Свистулька в виде птички или других животных звучит завораживающе, причем, по-разному. Все зависит от ее размера. Занятия, кстати, бесплатные. Бывает, забытый вид ремесла приходится по душе и взрослым. Они с удовольствием берут мастер-классы у Ирины Добрянской. Работают мастера-керамисты и под заказ. Ирина рассказывает, что трудно передать, что такого в этих горлачах, мисках, кувшинах, что их так хочется взять в руки, чтобы почувствовать какое-то особое тепло. Будто ты всегда знал, какие они на ощупь, какое вкусное парное молоко бывает именно из такой кружки, и как его хранили прабабушки в холодной стопке в глиняных гладышах. Наверное, это и есть история своей страны, родного края, наша память о предках.
На полках мастерской, кажется, живет быт белорусов, история народа, то, что создавалось веками. И вместе с тем мастер с детьми стараются не повторяться. В свою работу каждый вносит внутреннее «я». Как чувствуют, так и делают. Создают национальное, местное, родное, авторское. Технологию используют традиционную, с использованием термической обработки. Для обжига глины в мастерской есть две печи. Достаточно их тепла, чтобы серая невзрачная глина превратилась в оживленный коричнево-оранжевый цвет и стала из мягкой на удивление твердой. Перебоев с материалом нет. Его для будущих работ юных ремесленников достаточно. Глину закупают на Бобруйской художественной фабрике. Для лепки обычная не подходит. А, вообще, какую-то новацию в керамику трудно внести, поясняет Ирина Добрянская.
Главное, чего желает глина – силы рук. Хотя на ощупь материал мягкий и пластичный, но капризный. Если глину не помять горшка с кувшином не видать. Чтобы понять, насколько востребованы изделия из глины, нужно только взглянуть на коллекцию, которая хранится и в мастерской, и в фондах дома ремесел. Многие изделия собираются для больших выставок, а с некоторыми просто трудно расставаться. Коллекция разнообразна. Сувенирная продукция, панно, магниты, статуэтки, посуда представлены на самых знаковых фестивалях Беларуси и уж тем более, на «Берагіні», которая собирает в Октябрьском любителей фольклора, народных танцев, самобытных мастеров и умельцев декоративно-прикладного творчества со всех уголков Беларуси и зарубежных стран.
Керамика районного дома ремесел – своеобразный бренд Октябрьщины, узнают которую по рудобельским логотипам. Вот и недавно Ирина Добрянская со своей воспитанницей Екатериной Захаренко стали победителями областного конкурса детских работ декоративно-прикладного творчества «Искусство видеть красоту» в номинации «Лепка». Они награждены Дипломом I степени за комбинированное панно «Калi ласка ў Рудабелку».
Тема посвящена Году мира и созидания. За работу «Дерево жизни» Дипломом II степени в этом же конкурсе отмечены мастер Ольга Кротова с воспитанницей Дарьей Белько.
Познав технику гончарства, ребята сами придумывают красоту. Работы – на загляденье. Причем, всегда с высокой оценкой мастеров-профессионалов и дипломами победителей!