Таким девизом в своей деятельности руководствуются педагоги Октябрьского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Это небольшое учреждение скромное и, возможно, для кого-то незаметное. Но, судя по тому, какие цели здесь ставятся и достигаются, какая колоссальная работа проводится каждый день, то центр легко можно назвать островком доброты и человечности. В центре детям школьного возраста не преподают математику и русский язык, зато учат, как самостоятельно держать ложку, минимально себя обслуживать, при встрече здороваться. Любое достижение воспитанника центра для педагогов – большая радость.
— Он сказал первое слово, он сам стал есть ложкой! – педагоги с восторгом делятся закрепленными навыками и умениями детей. Ведь то, что для обычных здоровых ребят кажется обыденностью, для наших воспитанников является иногда подвигом, — рассказывает директор учреждения Наталья Прус.
ЦКРОиР начал свою деятельность в 2003 году. Изначально штат составлял 4 человека (директор, секретарь, педагог-психолог, учитель-дефектолог). Сейчас здесь работает 15 человек. Все эти люди, говорит Наталья Александровна, с большим сердцем:
— В центре не сможет работать равнодушный человек. Были такие работники, которые через месяц уходили, объясняли, что им эмоционально тяжело здесь находиться. Но те, кто остались, любят наших детей и воспринимают самыми обычными, не обращая внимания на физические или психические отклонения. Воспитанники центра – просто наши дети, мы гордимся их достижениями, радуемся умениям и навыкам, следим за их взрослой жизнью, переживаем и волнуемся за них, как за своих родных, — улыбается Наталья Александровна.
В настоящее время в ЦКРОиР обучаются и получают коррекционно-педагогическую помощь 22 ребенка. Три малыша посещают дошкольную группу, семь ребят обучаются в классе, к двоим приезжают педагоги на дом. Время пребывания детей в центре составляет 9 часов, для них организовано трехразовое питание. Дошколята, как и все малыши в детских садах, днем спят. Посещают центр четыре ребенка из сельских населенных пунктов, их и еще пятерых воспитанников из городского поселка забирает автобус, а потом обратно развозит по домам. Наталья Александровна пояснила, что еще десять детей посещают индивидуальные коррекционно-педагогические занятия. Когда необходимость в таких уроках отпадает, то ребенок отчисляется и зачисляется следующий, у которого есть какие-то проблемы, чаще всего с речью или произношением отдельных звуков.
Наталья Александровна приглашает зайти в группу и класс и попутно продолжает рассказывать о педагогах.
— Состав у нас практически не меняется, коллектив слаженный. Девиз нашего центра: кто, если не мы. Детям, которые не могут посещать обычную школу, тоже нужна помощь и поддержка. Не скажу, что у нас работать легко и весело. У воспитанников серьезные проблемы со здоровьем, отклонения, нарушения в психофизическом развитии, поэтому нам надо знать, как себя вести в той или иной ситуации, реагировать на изменения в настроении или поведении. Со стороны может показаться, что мы как-то странно общаемся с детьми, но, поверьте, наши педагоги точно знают, что нужно делать и говорить в конкретную минуту, если вдруг кто-то из наших воспитанников разволновался или испугался.
Заходим в класс. С ребятами проводят занятия учитель-дефектолог Татьяна Хурсевич и воспитатель Татьяна Лукашевич. Кто-то из детей пишет в тетради, кто-то перебирает шнуровку и развивает мелкую моторику, а кто-то просто ходит по классу. Обстановка в помещении больше напоминает игровую комнату, чем учебный кабинет. Педагоги объясняют, что одному учителю здесь не справиться, с детьми всегда находятся два человека, потому что некоторые ребята самостоятельно не могут выполнять задания, им необходима помощь.
— У нас нет уроков в обычном понимании этого слова, — рассказывает Татьяна Анатольевна, — мы больше социализируем воспитанников. Стремимся к тому, чтобы они могли обходиться без помощи взрослых: обслуживать себя в быту. Хотя и простейшие математические или языковые понятия мы тоже прививаем. Все зависит от степени тяжести заболевания ребенка. У нас есть дети, которые переписывают из учебника слова и предложения, их почерку может позавидовать любой ученик. Стараемся находить творческие проявления у ребят, есть у нас воспитанники, которые поют и выступают на сцене. В общем скажу, что к каждому ребенку у нас применяется индивидуальный подход, учитываются особенности заболевания каждого.
Интересуюсь у Татьяны Анатольевны, не было ли у нее желания уйти из центра.
— Я с 2006 года работаю здесь, поэтому понятно, что менять место работы не собираюсь. Наши дети дарят столько радости, вы не представляете. Вот, например, есть мальчик, которого мы три года назад держали втроем, чтобы покормить. Сегодня он ест сам! Или он же ничего не говорил, а сегодня, уходя из столовой, произносит «спасибо», а еще он знает все наши имена. Это ли не радость?, — с неподдельной искренностью говорит педагог.
Татьяна Анатольевна подходит к воспитаннику и, глядя прямо ему в глаза, четко просит произнести: «Таня», «Рита, «Наташа». Мальчик повторяет, а окружающие его взрослые, кажется, радуются больше, чем он. И это понятно, ведь за каждым новым умением ребенка стоит ежедневный и кропотливый труд педагога.
Дошкольную группу центра посещает три ребенка. С ними занимается учитель-дефектолог, воспитатель и помощник воспитателя. С детьми они работают в рамках учебной программы, но для каждого малыша она составлена индивидуально.
— В центре работаю уже 8 лет, до этого была воспитателем в детском саду №3, — рассказывает Нина Александровна Голуб. – Есть, конечно, сложности в работе с такими особенными детьми, но, во-первых, ко всему привыкаешь. А во-вторых, этим малышам нужна помощь специалистов, и родители сами не могут справиться с обучением детей, поэтому и нужны такие центры, как наш.
Валентина Андреевна Астапенко вспоминает, что в первые дни работы в центре было очень сложно. Но опытного педагога трудности не испугали. Говорит, что воспитанники ЦКРОиР – лучшие дети, с ними она работает и как воспитатель, и как учитель-дефектолог. Оба педагога гордятся, что четыре выпускника их дошкольной группы сейчас учатся в обычной общеобразовательной школе. Это очень хороший результат, в который большой вклад внесли все работники центра.
Хотя чаще всего ребят из дошкольной группы переводят в класс центра, там они обучаются 9 лет, а уже после становятся посетителями территориального центра социального обслуживания населения. Или же просто находятся дома с родителями.
Кроме учителей, воспитателей и помощников воспитателей с детьми работают педагог-психолог и педагог социальный, медсестра. С первого взгляда видно, что весь коллектив болеет за каждого ребенка. Но вместе с тем, педагоги не жалеют своих воспитанников, а относятся к ним, как к обычным детям. Поэтому совершенно ясно, что искать ответ на вопрос «Кто, если не они?» не стоит, он очевиден: только они.
Ирина ЛЕШКОВА.
Фото автора.