Изменчивость налогового законодательства Беларуси хорошо известна бизнесу. С помощью специалистов компании Reveraразбирался в том, какие важнейшие изменения в общей части Налогового кодекса вступили в силу с нового года.
Взаимозависимые лица
Законом расширен круг взаимозависимых лиц, то есть лиц, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. С 2016 года к взаимозависимым дополнительно относятся:
— организации, если одно лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;
— организации, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров которых более 50 процентов — одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами по критерию близкого родства или свойства.
«Напомним, что взаимозависимость в налоговом законодательстве влияет на несколько ситуаций, в частности, на возможность отнесения на затраты отдельных видов контролируемой задолженности (правила тонкой капитализации) и на трансфертное ценообразование. Таким образом, расширение круга взаимозависимых лиц приводит к увеличению числа сделок, попадающих под действие правил о трансфертном ценообразовании и отнесению на затраты отдельных видов задолженности (правил тонкой капитализации)», — предупреждают эксперты Revera.
Налоговые льготы
Закреплено право использования льгот по налогам, сборам и пошлинам юридическими лицами, возникшими в результате преобразования (изменения организационно-правовой формы) юридических лиц одного вида в юридические лица других видов.
Отменено право на уплату налогов в иностранной валюте
На протяжении 2015 года уплата налогов, сборов и пошлин по выбору плательщика могла осуществляться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.
В 2016 году уплата налогов в иностранной валюте допускается, только если положения о конкретном налоге предусматривают такую возможность. Например, Налоговым кодексом закреплено, что офшорный сбор уплачивается в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или в белорусских рублях по курсу Нацбанка. Уплата сбора за проезд осуществляется в евро, долларах, российских рублях либо белорусских рублях. Плательщикам, не являющимися налоговыми резидентами Беларуси и находящимися за пределами страны, предоставлена возможность уплачивать государственную пошлину в иностранной валюте.
Изменение сроков уплаты налогов, сборов и пошлин в индивидуальном порядке
Общая часть Налогового кодекса дополнена новой главой, посвященной изменению установленных законодательством сроков уплаты налогов, сборов, пошлин, пеней в индивидуальном порядке. Напомним, ранее возможность изменения сроков была установлена указом президента № 182 от 28 марта 2006 года.
Оснований для изменения сроков уплаты обязательных платежей немного и к ним относятся:
1) угроза экономической несостоятельности (банкротства) в случае единовременной выплаты задолженности по налогам, сборам, пошлинам и пеням;
2) задержка финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;
3) сезонный характер производства или реализации;
4) причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Изменение срока уплаты налогов осуществляется на срок до 1 года по решению президента, областного, Минского городского, районного, городского Совета депутатов либо по их поручению местными исполнительными и распорядительными органами.
Эксперты не рекомендуют злоупотреблять правом на отсрочку и рассрочку исполнения налоговых обязательств, так как при получении права на изменение срока уплаты по основаниям 1 и 3 (угроза банкротства или сезонность), а также при получении налогового кредита плательщик обязан будет уплачивать проценты.
При этом проценты за получение отсрочки или рассрочки начисляются в размере не менее четверти процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день уплаты за каждый день периода пользования отсрочкой. За получение налогового кредита — не менее половины процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка на день уплаты за каждый день пользования.
Расширение сферы электронного декларирования
Среднесписочная численность работников организации, при которой плательщики обязаны перейти на представление налоговых деклараций в виде электронного документа, сокращена с 50 до 15. При этом прямо предусмотрено, что при предоставлении декларации на бумажном носителе, когда плательщик обязан подать декларацию в виде электронного документа, декларация не считается предоставленной. Соответственно, в такой ситуации для плательщиков будут наступать последствия непредставления декларации в срок — привлечение к административной ответственности по ст. 13.4 КоАП.
Последствия непредставления электронной декларации в денежном выражении:
Для ИП и юридических лиц:
при просрочке не более трех дней — штраф в размере до 2 базовых величин на ИП, до 10 базовых величин на юридических лиц;
при просрочке более трех дней — штраф в размере 10% от суммы налога, сбора или пошлины, подлежащей уплате, но не менее 2 базовых величин на ИП, в размере 10% от суммы, подлежащей уплате, но не менее 10 базовых величин на юридических лиц.
Для физических лиц:
при наличии подлежащей уплате суммы налога, сбора или пошлины и просрочке более трех рабочих дней либо при отсутствии подлежащей уплате суммы и просрочке более двенадцати месяцев — штраф в размере 2 базовых величин с увеличением его на 0,5 базовой величины за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 базовых величин.
Раскрытие информации об открытии электронных кошельков
С 2016 года банки обязаны предоставлять сведения в налоговые органы об открытии, закрытии, переоформлении электронных кошельков в течение одного рабочего дня. Примечательно, что банки должны предоставлять информацию об открытии электронных кошельков как организациями и индивидуальными предпринимателями, так и физлицами.
Ранее сведения об открытии электронных кошельков предоставлялись только по запросу контролирующих органов и в исключительных случаях.
Трансфертное ценообразование
Законом значительно расширен перечень сделок, подлежащих контролю налоговыми органами на соответствие налоговой базы по налогу на прибыль рыночным ценам, введен новый метод определения налоговой базы, установлены дополнительные обязанности плательщиков и др.