Директор школы – это человек, на котором в учреждении завязано все: и выбор направления развития, и подбор кадров, и педагогический процесс, и текущий ремонт. Светлана Макушинская средней школой №1 г. п. Октябрьский имени А. Р. Соловья руководит уже более 20 лет. Для нее родное учреждение образования – не просто работа, а целая жизнь. Чем же занят директор школы на протяжении дня? 15 мая с разрешения Светланы Михайловны провели вместе с ней. В этот день в школу она приехала в 7 утра.
– Так рано я прихожу на работу не каждый день. Просто было много выходных, поэтому приехала заранее, чтобы успеть обойти территорию школы. Убедиться, что все в порядке, отдать указания работникам учреждения. Мы продолжаем активно заниматься благоустройством школьного двора и сейчас реализуем еще одну задумку, – рассказывает Светлана Михайловна и показывает цветники и малые архитектурные формы, которые украшают школу.
Недавно рядом с клумбой в виде книги появился тюбик с краской, а также стакан с кисточками и карандашами. Совсем скоро композицию дополнит палитра. А летом, когда будут цвести высаженные цветы, вся эта картина заиграет новыми красками. Директор школы признается, что идеи по благоустройству территории принадлежат ей, а выполняются умелыми руками работников технического персонала.
– Мы с ними команда единомышленников. Любая моя задумка реализовывается их руками. Что я не придумаю, они все выполняют, причем качественно, добротно и красиво. Я считаю, что любая идея должна идти от руководителя. И дизайном должен заниматься один человек, чтобы благоустройство проходило в едином стиле, – рассуждает Светлана Михайловна, одновременно обсуждая с рабочими будущую оригинальную клумбу.
Затем путь директора последовал в пищеблок. Здесь Светлане Михайловне нужно посмотреть, как идет организация питания. Далее директор спешит скорее на первый этаж. Сегодня она – дежурный администратор. И с 8 утра занимает свой пост.
– Обращаю внимание на внешний вид детей, на их настроение. Обязанности дежурного – следить за безопасностью и порядком. Одновременно решаю какие-то организационные моменты, общаюсь с педагогами и ребятами, – поясняет директор.
Учебный день начинается, звенит звонок – и в школе наступает тишина. После шумного утра она кажется звенящей. У директора же рабочий день набирает обороты. До 8.30 Светлане Михайловне поступает информация от классных руководителей: сколько детей в классах, все ли ребята из сельской местности благополучно доехали, не было ли проблем с подвозом. Всего в школе учится 232 ребенка, а трудовой коллектив насчитывает 44 человека, из них 24 – это педагоги. И директору, как умелому руководителю, нужно уметь находить общий язык и со взрослыми, и с детьми. А это явно не просто.
– К 9 утра я уже владею информацией по посещаемости. Ее мне приносит заместитель по воспитательной работе или педагог социальный. Важно знать, по каким причинам учащиеся отсутствуют в школе. Особое внимание, конечно, на детей, состоящих на различных видах учета, и тех ребят, семьи которых находятся в социально опасном положении, – поясняет Светлана Михайловна. Затем ее внимание вновь направлено на столовую. Директору нужно подписать и утвердить меню. Тем временем, повара уже трудятся вовсю, совсем скоро в столовую прибегут ребята на завтрак.
Кажется, прошло совсем немного времени, на часах еще далеко до полудня, а директор школы уже успел решить массу вопросов. Светлана Михайловна снова направляется к клумбам. Как раз рабочие должны были высадить цветы. Раскроем секрет: часть рассады Светлана Михайловна выращивает сама, часть приобретается за счет средств работников коллектива. Светлана Макушинская считает, поскольку школа находится на центральной улице, то нужно держать марку и тщательно следить за порядком на территории.
15 мая в Октябрьском проходил автопробег и митинг возле обелиска сожженным жителям деревни Карпиловка. Вместе с педагогами и старшеклассниками директор поспешила на мероприятие. В первой школе большое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. А совсем недавно ей был присвоен статус школы мира.
После митинга Светлана Михайловна отправилась проводить уроки в начальной школе. Интересуюсь, не боятся ли младшие школьники директора.
– На уроках они воспринимают меня, как учителя. Не люблю, когда дети боятся. Считаю, что с ними надо выстраивать доверительные отношения. Учитель должен заинтересовать учащихся своим предметом. Если педагог хороший, любит свое дело, то и дети его будут любить. На уроках никогда не акцентирую, что я – директор. Учителя должны уважать за знания, за то, что он интересен, за то, что дает возможность высказывать свои мысли. Я свои взаимоотношения с детьми строю именно на таких принципах, – делится своим опытом Светлана Михайловна. Она, кстати, является выпускницей первой школы и пришла сюда работать именно учителем начальных классов.
Тем временем школьный день для ребят, которые учатся в первую смену, подходит к концу. А для тех, кто учится во вторую, только начинается. Для директора же день в самом разгаре. Она успевает сходить в столовую и посмотреть, как проходит обед. К слову, в этом учебном году средняя школа №1 присоединилась к пилотному проекту, по которому меню для учащихся составляется с учетом их предпочтений.
– Нам дано право выбирать блюда, которые нравятся детям. На протяжении всего года проводим мониторинг, спрашиваем учащихся их мнение, какие новые блюда убирать или оставлять в меню. К примеру, дети просили пиццу, мы даже пошли на то, чтобы готовить ее два раза в неделю. Сейчас видим, что ребята уже ее особо не хотят, поэтому ловим их настроение и учитываем предпочтения. И, знаете, отходов стало гораздо меньше. А ведь мы стремимся к тому, чтобы дети ели с удовольствием, а государство меньше несло затрат на покупку продуктов, – комментирует директор.
Далее Светлана Михайловна собрала небольшое совещание с заместителями, педагогам нужно обсудить массу вопросов. Летом на базе школы будет организован летний лагерь труда и отдыха. В связи с этим необходимо решить различные организационные моменты. Заместителей сменяет педагог-организатор. С ним директор обсудила поездку команды юных спасателей-пожарных, которая в понедельник отправится представлять Октябрьский район на области. Вместе подумали над проведением праздника последнего звонка и выпускного вечера. Светлане Михайловне надо быть в курсе всех мероприятий, которые планируются в школе. Их здесь проводится большое количество. Неоднократно за последний год школу посещали руководители разного уровня. А ребята и педагоги отлично справлялись с презентацией своего учреждения, которому в прошлом году исполнилось 160 лет.
Именно к этой дате в школе был открыто новое направление – совместный с Центром истории и культуры проект «Наследники традиций». Учащиеся школы пробуют себя в роли экскурсоводов. Причем, они проводят экскурсию для гостей не только по этажам своей школы, а она в своих стенах хранит большое количество экспонатов, но и по памятным местам.
– Рядом с нашим учреждением их много. Это «Родина-мать», памятник Тихону Пименовичу Бумажкову, мемориал «Братское кладбище», памятник воинам-интернационалистам, а дальше и сам музей. Наши ребята могут проводить экскурсию по этим местам и в залах самого Центра истории и культуры. Причем, делают это с огромным удовольствием, – заверяет Светлана Михайловна. Юным экскурсоводам поступило предложение проводить экскурсию и по Аллее славы. Конечно, они согласились. Под руководством педагога-организатора Лилии Владимировны Лаврущик, которая горит этим делом, ребята освоят и данное направление.
– Считаю, что изучение истории родной школы и малой родины – очень хорошо и полезно для детей. Мы видим, какие пробелы в воспитательной работе с детьми и молодежью были допущены несколько лет назад. И сейчас понимаем, что их нужно убирать, поэтому стараемся скрупулезно и целенаправленно работать в плане патриотического воспитания. Конечно, нужно время, чтобы увидеть результаты этой работы, но ее нужно обязательно проводить, что мы и делаем, – рассуждает директор.
Удивительно, как современные дети, которые живут с гаджетами в руках, проникаются темой Великой Отечественной войны, волонтерской деятельностью, патриотизмом. Светлана Михайловна уверена, что в этом вопросе главное – заинтересовать детей искренностью.
– Эта деятельность затягивает ребят. А тем более, когда она вызывает интерес и одобрение, то хочется и дальше заниматься изучением истории, присоединяться к различным проектам. Приведу пример. Этой весной проходила республиканская акция «Аднавім лясы разам». Заместитель директора Октябрьского лесхоза Сергей Кулак предложил нашим ребятам благоустроить место захоронения двум женщин, сожженных фашистами. Могила расположена в лесном массиве за деревней Рабкор. Старшеклассники откликнулись на это предложение. Вместе с заместителем директора по воспитательной работе Валерией Викторовной Ермаковой чистили и красили ограду. И когда не успели справиться за один день, то сами напоминали о том, что работу надо закончить. Я считаю, это показательный пример. Наша молодежь понимает, что нужно чтить историю. Добавлю, что патриотическую работу в виде роликов транслируем в Тик-Токе. И видим огромный отклик от людей, которые благодарят нас за воспитание молодежи. Когда дети читают положительные отзывы, то их это вдохновляет. И они еще больше хотят делать добрые дела. Наши ребята сами просятся в автопробеги, забеги или велопробеги. Я не скажу, что все школьники прониклись духом патриотизма, но общая тенденция радует, – делится наблюдением Светлана Михайловна.
Во время второй смены она также провела уроки, после которых снова общалась с коллективом и решала вопросы. Домой директор отправилась только в 18.30. С новыми идеями, мыслями и надеждами на завтрашний плодотворный день.
Ирина ЛЕШКОВА.
Фото автора.