1 февраля, Минск /Алина Гришкевич — БЕЛТА/. Министр образования Игорь Карпенко рассказал журналистам подробности доклада Президенту Беларуси по перспективам развития национальной системы образования, сообщает корреспондент БЕЛТА.
Руководитель ведомства подчеркнул, что системе образования уделяется пристальное внимание и главой государства, и правительством. «Образование — важная сфера, которая волнует не только тех, кто учится, но и родителей, бабушек, дедушек. Все общество заинтересовано в том, чтобы система образования развивалась качественно, поступательно, чтобы она достигала серьезных результатов, — отметил он. — Данные вопросы серьезно обсуждались на Республиканском педагогическом совете, и сегодня мы должны были доложить, как реализуются решения совета, как выполняются поручения Президента».
По словам министра, особое внимание Александр Лукашенко уделил вопросам качества общего среднего образования и содержанию высшего образования в стране. В связи с этим Игорь Карпенко рассказал о некоторых нововведениях. «Мы ввели новую программу, по которой занимаются учащиеся 1-8-х классов. Мониторим процесс внедрения этих программ, использования учебников и сегодня видим, что программы могут быть усовершенствованы, могут еще подправляться те же учебники, мы этот процесс ведем постоянно», — заверил он.
Вместе с тем министр видит проблему в том, как реализуется эта программа непосредственно в образовательном процессе, как учитель использует материал и в каких объемах дает домашние задания, как выделяет и преподносит школьникам главные позиции. «То есть вопрос состоит в формировании методической культуры и методической грамотности учителя, — убежден глава ведомства. — В этой связи мы договорились, что будем повышать квалификацию учителей через курсы, через проведение методических секций по различным предметам. Да, мы пока не успеваем за изданием учебников издавать методические пособия, или как мы их называем, книгу для учителя, которая бы лучше раскрывала позиции, как преподнести тот или иной материал».
Кроме того, в министерстве намерены еще раз вернуться к рассмотрению структуры учебного плана, обязательного количества часов в неделю в тех или иных классах в системе общего среднего образования.
«Конечно же, решения будут приниматься с учетом мнений и педагогической общественности, и специалистов. Мы должны все это посмотреть. Коснемся и вопросов итоговой аттестации, потому что это также одна из систем, которая загружает школьников, — рассказал министр. — Давайте скажем откровенно: сегодня у нас школьный экзамен проходит в одной форме, а вступительная кампания, например, в вузе, проходит в совершенной другой. Конечно, это создает определенные проблемы с точки зрения подготовки учащегося к той или иной экзаменационной кампании».
При этом Игорь Карпенко отметил, что для общественности не будет каких-то революционных потрясений, заранее объявят, какие будут подходы и требования, чтобы была возможность подготовиться к тем или иным изменениям. Министр также коснулся содержания вузовского образования.
«Мы серьезно сократили наборы в высшие учебные заведения, они осуществляются в первую очередь под потребности национальной экономики, заказчиков кадров. Если в 2011 году обучалось 430 тыс. студентов, то на сегодняшний момент 283 тыс. То есть сокращение произошло ощутимое», — констатировал он.
Вместе с тем увеличены наборы на ряд специальностей, которые востребованы в экономике страны, например, в сфере ИТ. В министерстве серьезно изучают структуру учебных планов, программ, которые реализуются по различным специальностям. «В системе высшего образования 380 специальностей, и есть некоторые повторы, где-то, например, школьная программа повторяется. К примеру, курс истории Беларуси в вузе практически перекликается с курсом школьной программы. Поэтому необходима определенная корректировка, — считает Игорь Карпенко. — И над этим мы сейчас работаем, над совершенствованием социально-гуманитарного блока преподавания в вузе. Этим занимается соответствующая рабочая группа, которая выработала подходы, и я думаю, что до конца года проведем совещание заведующих кафедр общественных наук системы высшего учебного образования, где примем соответствующие решения по изменению подходов преподавания социально-гуманитарного блока дисциплин».
Игорь Карпенко также рассказал, что сегодня Президент обратил внимание на тему практико-ориентированной подготовки специалистов: должно быть взаимодействие с заказчиками кадров, с конкретными предприятиями, организациями и совершенствование в этом плане программ обучения. «Многое уже сделано в этом направлении, но предстоит еще некоторые вопросы скорректировать и внедрить в практику образовательного процесса», — отметил руководитель ведомства.
Читать полностью: https://www.belta.by/society/view/ministr-obrazovanija-rasskazal-podrobnosti-doklada-prezidentu-belarusi-335013-2019/