– Как оформиться на пенсию, если на момент исполнения мне 55-и лет я не работаю? Какие нужны документы?
Отвечает начальник управления по труду, занятости и социальной защите Октябрьского райисполкома Татьяна Анатольевна Габинетова:
– Оформление пенсии – процесс кропотливый, а иногда и долговременный. Работа явно упростится, если весь Ваш трудовой путь не выходил за рамки родного района. В обратном случае необходимо будет делать запросы по прежним местам работы, в архивы. Оттого, насколько полно и качественно подготовлены документы, в значительной степени зависит срок принятия решения о назначении пенсии.
Если Вы работаете, то представление и оформление документов для назначения пенсий осуществляется работодателем, в частности, кадровиком, по месту последней работы по Вашему заявлению. Неработающие граждане лично представляют документы о назначении пенсии в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома и собирают их самостоятельно.
Итак, какие документы необходимо представить. Обращающийся за пенсией (независимо от вида) в обязательном порядке должен предъявить документ, удостоверяющий личность, возраст, место жительства и гражданство. Для граждан Республики Беларусь таким документом является паспорт. Для иностранных лиц и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории республики, — национальный паспорт и (или) вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства. Для несовершеннолетних лиц, не достигших 16 лет, — свидетельство о рождении или паспорт. Также необходимы военный билет,
страховое свидетельство о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (светло-зеленого цвета, заламинированное),
трудовая книжка, дипломы, аттестаты, справки о работе, подтверждающие стаж и заработную плату.
В первую очередь проверяем наличие оригиналов и делаем ксерокопии основных документов, которые названы выше.
При обнаружении в трудовых книжках подчисток, поправок, неоговоренных исправлений, а также в других случаях, когда запись вызывает сомнение, представитель работодателя ставит в известность об этом работника и принимает меры по истребованию документов для подтверждения записей.
При оформлении пенсии могут потребоваться дополнительные справки и документы: об изменении фамилии, имени, отчества; об установлении инвалидности.
Если основные документы на руках, можно обращаться с заявлением о начислении пенсии в управление по труду, занятости и социальной защите райисполкома. Ограничение по срокам подачи документов существует только одно: обращаться Вы имеете право в любое время, но не позднее чем за месяц до возникновения права на пенсию.
Специалисты отдела по назначению и выплате пенсий и пособий готовы предоставить Вам необходимую информацию. Не ждите юбилейной даты – обратитесь заранее за разъяснениями, чтобы Ваш период подготовки к выходу на пенсию прошел спокойно и планомерно.
Подготовила
Елена СТАРИНОВИЧ.