В предыдущей статье от 19.01.2019 опубликованной на официальном сайте газеты «Чырвоны кастрычнiк» сотрудниками Октябрьского районного отдела Следственного комитета освещалось понятие ст.430 УК Республики Беларусь (получение взятки). Однако, хотелось бы обсудить эту тему более шире.
Бывает, что граждане, обращаясь за квалифицированной помощью, хотят выразить свою благодарность работникам организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций подарком. Однако грань между взяткой и подарком тонка.
В соответствии с ч. 2 ст. 546 ГК РБ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины (сейчас это до 122,5 рублей. — Прим. ред.), работникам организаций здравоохранения, учреждений образования, учреждений социального обслуживания, иных аналогичных организаций гражданами, находящимися в них на лечении, содержании, получающими в них образование, супругами и родственниками этих граждан.
Законодательными актами могут быть установлены иные запреты дарения государственным должностным или приравненным к ним лицам либо иностранным должностным лицам в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, чем предусмотренные настоящей статьей.
Кроме того, согласно ст. 21 Закона Республики Беларусь от 20.06.2006 №165-3 «О борьбе с коррупцией» (с изменениями и дополнениями), к коррупционным правонарушениям относится принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом имущества (подарков) или другой выгоды в виде услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом максимальная стоимость действующим законодательством не определена. Следует отметить, что любое выражение благодарности, связанное с передачей должностным лицам материальных ценностей по службе, способствует возрастанию коррупционных рисков, проявлению негативных тенденций, в том числе дестабилизирующих работу государственного аппарата в целом.
Согласно ч.1 ст. 430 Уголовного кодекса РБ, получение взятки — это принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.
Таким образом, при наличии в действиях лица, принимающего дар, признаков состава преступления, предусмотренного ст. 430 УК Республики Беларусь («Получение взятки»), подарок является взяткой.
Состав данного преступления усматривается лишь при наличии определенных критериев: субъекта преступления — должностного лица (либо работников предприятий, учреждений, организаций, которые наряду с выполнением своих профессиональных функций по специальному полномочию выполняют обязанности должностного лица), которое принимает предмет взятки для себя (т.е. в личных интересах) или в интересах его близких исключительно в связи с занимаемым им должностным положением.
Передача взятки должна быть обусловлена тем, что взяткополучатель в обмен совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц действие либо бездействие, возможность совершения которого напрямую связана с компетенцией данного должностного лица и (или) которое может совершаться им с использованием служебных полномочий. При этом под использованием служебных полномочий применительно к получению взятки понимается совершение таких действий по службе, которые входили в круг служебной компетенции и совершены лично им или другим должностным лицом, подчиненным ему по службе. В последнем случае необходимо установить, что должностное лицо могло в силу своих должностных полномочий принять меры по службе для принятия соответствующего решения в интересах взяткодателя другим должностным лицом.
Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных иных работ и т.п.) (Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 26.06.2003 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве»).
Хотелось бы отметить, что стандартный набор подарка — цветы, коробка конфет, кофе также могут выступать взяткой в случае, когда должностное лицо, принимающее набор (цветы, конфеты, кофе), решает входящие в компетенцию служебные вопросы в интересах взяткодателя или представляемых им лиц (по договоренности). Состав преступления (получения взятки) имеет место как в случаях, когда совершаемые должностным лицом по службе действия (или бездействия) были обусловлены получением взятки (имелась договоренность), так и при отсутствии такой договоренности. Время получения взятки — до или после совершения желательных для взяткодателя действий или бездействия по службе — не устраняет ответственности за взяточничество.
Согласно примечанию к ст. 431 УК Республики Беларусь, лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном. Кроме того, в соответствии с п. З примечания к главе 35 УК Республики Беларусь не подлежит обращению в доход государства имущество, переданное в качестве взятки или незаконного вознаграждения лицами:
1) оказавшимися в состоянии крайней необходимости (определение термину «крайняя необходимость» дано в ст. 36 УК Республики Беларусь), в силу чего были даны взятка или незаконное вознаграждение;
2) которые до передачи предмета взятки или незаконного вознаграждения добровольно уведомили органы уголовного преследования о вымогательстве взятки или незаконного вознаграждения и в дальнейшем способствовали изобличению получателя взятки или незаконного вознаграждения.
Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей), действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством РБ оплаты труда, влечет ответственность, предусмотренную ст. 433 УК («Принятие незаконного вознаграждения»).
При отсутствии признаков составов вышеуказанных преступлений прием врачом цветов, коробки конфет и кофе является коррупционным правонарушением (ст. 21 действующего Закона Республики Беларусь от 20.06.2006 №165-3 «О борьбе с коррупцией»). Статья 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» №305-3 от 15.07.2015 (начало действия документа — 24.01.2016) также гласит о том, что должностное лицо не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, или получать другую выгоду для себя или для третьих лиц в виде работы, услуги в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей.
За получение взятки предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Начальник следственного отделения
В. Березовский