Работать психологом, погружаясь в проблемы, страхи, переживания людей, непросто. А быть психологом в коррекционном центре, где клиентами являются дети с особенностями в развитии и их родители, сложнее вдвойне. Педагог-психолог Октябрьского районного центра коррекционно-развивающего центра и реабилитации Рита Карпенко со спецификой своей работы научилась справляться не сразу.
С детства Рита мечтала быть учителем младших классов. И свою мечту осуществила, приехав молодым специалистом в только открывшуюся школу в деревне Гать. Работа приносила большое удовольствие, о том, что придется стать психологом, молодая учительница даже не думала. Но неожиданно ее перевели в детский сад №1 именно на эту должность. Общаться с малышами Рите Юрьевне тоже очень нравилось. И, казалось, что в детском садике она обоснуется надолго. Но в 2003 году в Октябрьском открывается центр для обучения и реабилитации детей с инвалидностью. И Риту Юрьевну отправляют туда работать в качестве психолога. После активных и здоровых детей из детского сада новые воспитанники педагога не испугали,но заставили сердце сжиматься, а слезы сами по себе наворачивались на глаза. Первый год работы в центре прошел как в тумане. Рита Юрьевна вспоминает, как в начале своей работы поехала перенимать опыт у коллег из аналогичного коррекционного центра в город Калинковичи. Во время занятий у одного из воспитанников случилась истерика. Педагоги не могли успокоить ребенка и позвали психолога. Молодой парень стремительно обнял мальчика, поведение которого было очень агрессивным, и тихонько опустил на пол. В обнимку они просидели некоторое время, психолог шептал ребенку какие-то слова успокоения. Обернувшись к коллеге, сказал: «Если ты так сможешь, то будешь работать дальше».
Сколько раз потом приходилось и обнимать, и успокаивать детей во время общения с ними. Ведь психика у многих нестабильная, завести особого ребенка может любая мелочь. Надо видеть, как спокойны в такие моменты педагоги -центра. Но, с одной стороны, они привыкли. А с другой — научились принимать и понимать детей с физическими
или психическими проблемами такими, какие они есть. Рита Юрьевна рассказывает, что в первый год работы в центре постоянно плакала, воспитанники ей снились по ночам, их проблемы все время держала в голове. Педагогу хотелось более спокойной работы. Но в какой-то момент появилось понимание, что жизнь не зря дала ей такое испытание. Что если не она, то кто будет заниматься с этими детьми, поддерживать их родителей. А еще серьезно заболел сын. И вытянуть, собственного ребенка из лап болезни Рите Юрьевне помогла работа. — Я смотрела, как мамы и бабушки изо дня в день работают с детьми, у которых тяжелые патологии, и не опускают руки. И понимала, что я сама должна быть сильной и делать все, чтобы мой ребенок стал здоровым и полноценным, — вспоминает психолог.
Сына Рита Юрьевна вытянула и постепенно полюбила свою работу. — Случайных людей у нас в центре нет, — говорит она. — Здесь остаются работать люди с большим сердцем. Кто не выдерживает, тот ищет другую работу.
Мы воспитанников центра иначе как наши дети не называем. Они наши дочки и сыновья. За 15 лет работы в центре педагог-психолог заметила, что если раньше воспитанниками были дети с болезнями Дауна или ДЦП, то теперь все чаще у них обучаются ребята, страдающие аутизмом. Это физически здоровые мальчики и девочки, но они полностью погружаются в себя, и от этого у них возникают проблемы с окружающим миром. — Когда идет дождь, мы с вами видим мокрое стекло, а они — каждую капельку. Поэтому детей с аутизмом и называют «детьми дождя». Находим общий язык с каждым таким ребенком. У них есть схожие черты, но у всех свои особенности, — поясняет педагог. Рита Юрьевна может бесконечно говорить о работе. В общении с ней видно, что человек горит своим делом. Она считает, что к особым детям нужно относиться как к равным, но в то же время проявлять заботу и уважение. Да и вообще люди должны быть добрее друг к другу. И мир вокруг тогда станет лучше.
Ирина ЛЕШКОВА. Фото автора.