Так или иначе, все архитектурные проекты в городе над Сожем попадают под огонь критики в интернете. Корреспондент «Гомельскай праýды» разбирался в причинах явления. Мы любим наш красивый, уютный Гомель. Он растет, развивается, радуя нас, своих жителей. Но не всех. Другая точка зрения найдется всегда, и всегда будут они — недовольные. Диванные специалисты, непризнанные архитекторы. В штыки воспринимающие любые изменения. Просто потому что… А, собственно, почему?
Бывшие учат действующих
Нет, речь не о пенсионерах, по делу и без дела бомбардирующих жалобами инстанции. Это больше от скуки, одиночества, что понятно и тем, кому они пишут, и нам, журналистам. Мы поговорим о настоящих «акулах пера» — щедрых на аргументы, юридически подкованных. Они орудуют в интернете, ловко манипулируя общественным мнением, троллят, как любит говорить молодежь, практически каждый реализуемый государством проект. Любой, даже априори полезный. Гомель задыхается в пробках. Это понятно всем здравомыслящим. Печально, но естественно и логично. Повышение уровня жизни, развитие промышленности, торговли стимулируют рост автопарка, прежде всего частного. Генплан города, разработанный еще во времена СССР, предусматривает расширение улиц, строительство колец, развязок, подземных переходов. И всё это реализуется. Исходя, конечно, из финансовых возможностей. Но так уже повелось, что любые архитектурные изменения в городском облике вызывают истеричный, иначе не скажешь, визг знатоков всех мастей. Лезут из кожи вон, чтобы объяснить «недалекому» народу, в чем ошибки архитекторов, и какая горькая судьба уготована городу над Сожем. Изучив опусы недовольных, понял их главную концепцию — центр Гомеля должен стать пешеходным. Велосипедистам и пешеходам — максимум пространства, остальной транспорт — за пределы центра, на объездную. Даешь широкие тротуары! Простите, а общественный транспорт куда? Пересесть на велосипеды? Хорошо, наплюем на климат и пересядем. Но как будем обслуживать предприятия в черте города, объекты торговли? Тоже за черту? Гомель — не Дудутки. Это промышленный центр, крупный транспортный узел. Автотрафик будет только уплотняться, нужно принять это как данное. Принять и те изменения в архитектуре, планировке, которые необходимы и неизбежны. Но истерия в Сети не унимается: подземным переходам — нет, кольцам и развязкам — нет, сносу частного сектора — нет, расширению проезжей части — нет. Как элемент троллинга — напоминание о том, что непопулярные, читай, неугодные троллям проекты финансируются из кармана налогоплательщиков. Вообще-то не только. Это и деньги инвесторов, и средства предприятий, выделяемые на благоустройство прилегающей территории. Да и тратить бюджет на развитие города вовсе не блажь — норма. Есть и весьма продвинутые «акулы». Из Сети они идут в народ и от слов переходят к действиям. Так было, например, со злополучным расширением улицы Пушкина до четырех полос, которое… никогда и никем не планировалось. Автор утки, сославшийся на таинственные собственные источники, — известный в узких кругах колумнист Сергей Ляпин. Как иногда подписывается сам, «архитектор, бывший специалист по благоустройству администрации Железнодорожного района Гомеля». Вброс был нешуточный: нашлись доброхоты — не в меру активные борцы за «интересы» простого народа, инициировавшие сбор подписей против несуществующего проекта. Обошли квартиры и заставили-таки поволноваться людей, особенно пожилых. Все охотно ставили автографы. Потом, взбудораженные, трезвонили по инстанциям. Там терпеливо объясняли, что расширения не будет и быть не могло. Улица Пушкина, по словам специалистов (действующих) управления архитектуры и градостроительства Гомельского горисполкома, не требует изменений, давно состоялась, имеет ряд исторических мест и памятников. Наша газета писала об этом деле, статья вышла под говорящим заголовком «Лишь бы ляпнуть». Да, Ляпина сотоварищи разоблачили, но не смутили. Колумнист ловко ушел от обвинений в дезинформации — назвал вброс действием на упреждение. Теперь, дескать, расширять точно не будут. Хитро, верно?
Сыр-бор с гнильцой
Вести полемику в Сети — одно дело. Какой бы она ни была некомпетентной, никчемной, интернет, как говорится, стерпит. И совсем другое — реальное вредительство. Примеров достаточно. Можно вспомнить многоквартирный дом на Сожской, который еще предстоит возвести. Место на зависть — рядом парк, река. Заросший пустырь давно пора преобразить, многие мечтают о квартире в таком доме, но… Развернута целенаправленная травля проекта. Основание — на этом месте якобы когда-то было еврейское кладбище. Было или не было — об этом сейчас спорят краеведы и историки, но истина скрыта. Достоверно известно, что на плане начала прошлого века (!) кладбище значилось как упраздненное, также на этом участке уже было здание больницы, снесенное в 90-х. Строители проверили слой почвы на объекте в присутствии членов еврейской общины — человеческих останков не нашли. Но разве важны факты для «специалистов», когда есть повод? Тут же состряпали материал, где уже фигурировали кости непонятного происхождения (не собачьи часом?). Очередная «сенсация» готова. Сдобрили ехидными комментариями: «Ну и кто там квартиры купит?» Поверьте, купят. Слепо верящих вбросам не так много. Также памятна история с образцами деревянного зодчества на улице Парижской Коммуны. Витиеватая резьба прогнила, но доброхоты горой встали на ее спасение, обратились в Минкульт и добились присвоения старым хатам статуса историко-культурной ценности. С хозяевами не согласовали, и те по сей день проклинают благодетелей. Ведь им, не шибко обеспеченным пенсионерам, за свой счет предстоит установить таблички и поддерживать постройки в надлежащем виде. Материальной поддержки от затеявших сыр-бор ждать не приходится. Ляпнули и забыли. Переключились на другие благодеяния.
Умникам вопреки
Еще один камень преткновения — подземный переход на Интернациональной. Он был нужен как воздух, но проект еще на стадии проектирования заклеймили как бездарный. Расширять улицу нельзя, нужно отдать ее пешеходам и велосипедистам, автотранспорт — в объезд, писали умники. А после появления подземки в интернете вышла публикация, где скрупулезно описывались все огрехи строителей, вплоть до ширины пандусов. И ни слова о том, какой спокойной в одночасье стала Интернациональная — без постоянных пробок в часы пик, людского столпотворения у ЗИПа, шума и бензиновой гари. Аффтары комментариев, видно, не в курсе, что жалобами жителей центра Гомеля и конкретно Интернациональной еще год назад были завалены горисполком и областная ГАИ. Люди писали о загазованности, заторах, плотном пассажиропотоке, простоях общественного транспорта. И вот построили «бездарную» подземку. Как подчеркнула начальник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц Гомельского горисполкома Наталья Иванченко, количество подобных жалоб (писем и электронных сообщений) резко снизилось к концу прошлого года, с начала нынешнего не поступило НИ ОДНОЙ жалобы на дорожное хозяйство по улице Интернациональной. Похожий ответ мне дали в пресс-службе УГАИ УВД облисполкома: электронных сообщений, касающихся дорожной безопасности на этой улице, последних три месяца не поступало. Комментарии излишни.
Послесловие
Как ни очевидна польза новоделов, поток критики неудержим. Он захлестнул не только современный Гомель, но и долгосрочные архитектурные проекты. Со 100-процентной уверенностью можно сказать: абсолютно любое начинание, стоит положить его на бумагу и озвучить, тут же наткнется на стену отрицания. Скажем больше — будет облито грязью. В чем же причина этих нападок? Это забота о народе, сильная гражданская позиция? Или жажда справедливости? Не думаю. Просто определенным лицам нравится дергать общество, баламутить информационное пространство, троллить и подкидывать утки. Такова тактика провокаторов, тактика раскачивания лодки. Кому-то не по нраву, что лодка идет слишком плавно. Хочется задать вопрос: стоит ли так долго терпеть провокации? Почему бы не решить дело в судебном порядке? Ведь вторжение в информационное поле с заведомой ложью можно расценить как нарушение национальной безопасности. Ни больше, и ни меньше. Ляпнул — ответь.
Роман Старовойтов
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель