Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В цикле статей «110 лет телевидения» вспоминает яркую историю устройств, передающих движущуюся картинку.
19-й век
Например, в издании Punch’s Almanack за 1879 год помещено изображение «телефоноскопа» Эдисона — это, пожалуй, первый концепт будущего видеотелефона.
На картинке видно, что джентльмен и леди беседуют через трубки с молодой девушкой, которую они наблюдают на огромном экране. До постройки первого эдисоновского же «кинетографа» (прототипа кинематографа) оставалось еще десять лет.
Известный французский писатель и иллюстратор Альбер Робида в 1883 году издает первую книгу фантастической трилогии — «Le Vingtième Siècle» («ХХ век»).
На одной из картинок виден благодушный месье, глядящий на трансляцию уличного бурлеск-шоу, идущую прямо на его стене. Как при этом организована сама трансляция — неизвестно; по какой-то причине экран придуман овальным.
В конце позапрошлого — начале прошлого веков производители конфет и сигарет, шоколада и других товаров комплектовали продукцию тематическими картинками. Среди них попадались и те, которые показывали далекое будущее.
В 1899 году немецкая компания Hildebrand Schokoladenfabrik подготовила вкладыши для коробок с какао и шоколадом, на этих картинках художник пытался представить, каким будет будущее через сто лет — в 2000-м. Среди многих интересных прожектов мы видим и прообраз первого видеотелефона, и телевизор будущего.
Мы видим сцену, на которой выступает дама, тут же играет оркестр. На сцену направлен рупор — вероятно, объектив камеры. А в другом помещении стоит еще один рупор — это уже проектор, который выводит изображение дамы на подмостках на стену.
Герры и фрау смотрят картинку, а звук оркестра слушают через проводные динамики. Художник, предрекший телевидение, не сумел «изобрести» обыкновенные динамики!
20-й век
Некоторые художники и футуристы становились заложниками собственного воображения и не очень сильно представляли, во что может вырасти зарождающаяся технология.
Например, в июльском номере журнала Science and Invention («Наука и изобретение») за 1922 год на обложке изображены трое мужчин, смотрящих по телевизору цветную трансляцию бейсбольного матча.
Первые прототипы телевизоров только начинали разрабатываться, и иллюстратор Говард Браун, похоже, оттолкнулся от того, что уже освоила промышленность: радио и телефон.
Вот и телевизор получился похожим на большой радиоприемник и телефонный коммутатор одновременно: у него массивная антенна, стрелочные приборы, много ручек настройки и гнезд для штекеров. Даже рубильник есть.
С другой стороны, художник все же опередил свое время на три десятка лет: его модель выглядит почти так же, как серийный цветной телевизор середины пятидесятых, за исключением торчащих проводов.
С 1958 по 1962 год художник Артур Радебо опубликовал в газете Chicago Sunday Tribune серию работ под общим названием «Closer than we think!» («Ближе, чем мы думаем!»).
Почтальоны с реактивными ранцами, автомобильный тоннель по дну Берингова пролива, подвесные монорельсовые системы и прочие прожекты. На одной из картинок (на ней, кстати, указан еще 1949 год — долго же картиночка ждала своего часа) изображен большой телевизор, который, по задумке автора, оснащен неким «телевизионным магнитофоном», способным записывать телепередачи.
Кстати, можно видеть, что телевизор обладает зачатками 3D-способностей: девушка на экране, по-видимому, рекламирующая товар из телемагазина, буквально вылезает из кинескопа. А буквы на потолке — это система проекторов, которая выводит текст книг так, что их можно читать лежа.
В этой же серии вышли иллюстрации телевизоров во всю стену (Wall to Wall — «от стены до стены») с плоским экраном и телевизоры-наушники, которые передают трансляцию прямо в мозг.
Летом 1957-го в американском Диснейленде открылся дом будущего «Монсанто». Задумка Уолта Диснея — дома, построенные из пластика, с обилием окон и современных технологий.
Дом был буквально напичкан гаджетами для кухни, ванной, гостиной, спальни (многие вещи интерьера изготовлены из пластмассы — материала будущего, как считалось). Телефон с видеочатом тоже был. Среди прочего можно видеть огромный экран телевизора.
Советские футурологи, фантасты и просто сказочники тоже не отставали.
Известный детский писатель Николай Носов в книге 1958 года «Незнайка в Солнечном городе» писал: «На другой день Клёпка и Кубик заехали за ними пораньше, и все вместе отправились на фабрику телевизоров и радиоприемников. Самое главное, что они здесь увидели, было изготовление больших плоских настенных широкоэкранных телевизоров. Нужно сказать, что во всех кинотеатрах Солнечного города были установлены такие настенные телевизоры с широкими экранами, поэтому картины передавались во все кинотеатры прямо из телевизионной студии. […] Такие же телевизоры, только значительно меньших размеров, имелись и во многих квартирах, но жители Солнечного города не любили смотреть кинокартины дома. Они были очень общительны, и им больше нравилось смотреть кино, собравшись вместе».
В 1961-м на Национальной Радиовыставке в лондонском выставочном зале Эрлс Корт британская компания, прославленный производитель электроники Pye показывает модель телевизора будущего, причем будущего не далекого, а близкого: дизайнер Джон Денисон-Хант пытался предвидеть 1971 год.
Телевизор, дитя космической эры, выглядит одновременно и фантастически, и по-мультяшному. Пожалуй, в мультсериале «Джетсоны», вышедшем годом позднее, этот телевизор смотрелся бы как нельзя более органично.
В 1967-м фирма Philco в честь своего 75-летия выпускает документально-футуристический фильм «1999 A.D.».
Это фильм о том, как будет жить средняя семья в 1999 году — отец семейства работает астрофизиком и несколько раз в неделю летает на колонизованную планету; жена домохозяйка, а сынишка ходит в школу только два дня в неделю: все остальное время он приобретает знания за компьютером. В доме полно компьютеров и систем видеонаблюдения, а огромный телевизор во всю стену может показывать голографические и объемные передачи.
В том же году на телеканале CBS выходит очередная серия телешоу «The 21st Century» («21 век»), ведущий которого, популярнейший американский телеведущий Уолтер Кронкайт, показывал типичный дом образца 2001 года.
Тут все и для удобной работы (спутниковые новости, передаваемые по факсу, и традиционный видеотелефон, и традиционные же системы видеонаблюдения). В гостиной — огромный экран во всю стену, управление которым происходит с помощью массивной консоли, похожей на те, что стояли в американских и советских НИИ. Телевизор может показывать объемное изображение.
Фантасты продолжают заглядывать в будущее и в последующие десятилетия, только при этом раз за разом отодвигают границы самого будущего.
В 1989-м выходит продолжение популярного фильма «Назад в будущее». На этот раз герои отправляются не в прошлое, а в будущее — в 21 октября 2015 года. В доме Марти МакФлая можно видеть гибкий телевизор, который управляется голосом и может показывать шесть каналов за раз. «ОК, я хочу каналы 18, 24, 63, 109, 87 и канал погоды», — говорит Марти-младший, — и тут же на экране появляются соответствующие телепрограммы.
В наше время это уже не диво: функция «картинка и картинка» известна еще на кинескопных моделях, а гнущиеся телевизоры появились в начале 2014-го — то есть, почти за полтора года до того времени, в котором оказались герои фильма. Правда, телевизоры из нашей реальности все еще нельзя свернуть в рулон.
21-й век
За последние двадцать лет во внешнем облике телевизоров изменилось немногое.
Плоские телевизоры появились в 1995 году с приходом «плазмы»; с тех пор панели сменили технологию на жидкокристаллическую и светодиодную и разве что стали совсем уж плоскими, в палец толщиной. Кроме того, появились — вот это действительно трудно было представить — изогнутые и изгибающиеся телевизоры.
Во «внутренностях» поменялось многое: помимо собственно технологии изготовления, сильно изменились и принципы взаимодействия зрителя и «ящика». Теперь телевизор умеет выходить в интернет, слушаться голоса, показывать объемный контент и даже шпионить за своим хозяином.
Инженеры и футурологи не дремлют и сейчас, пытаясь предвидеть и предвосхитить телевизор завтрашнего дня.
Весной 2014-го Panasonic анонсировала умнотелевизоры, которые через встроенную камеру умеют определять сидящего перед ними зрителя и предлагать ему контент, рассчитанный исходя из его предпочтений. В телевизорах появляются датчики движения и распознавания жестов.
Вполне возможно, что еще через несколько лет телевизоры станут похожи на интерактивные системы, показанные в фильмах вроде «Особое мнение», где для выполнения различных задач зрителю приходится изрядно помахать руками.
Футуролог Дэйв Эванс из компании Cisco Systems прогнозирует, что телевизоры станут порталами на стенах, причем это будет не панель, которая крепится на стену, — сама стена станет такой панелью и сможет показывать отдельный канал чуть ли не на каждом отдельном квадратном дюйме.
Телевидение станет еще более интерактивным: скажем, смотрите вы крутой боевик, а там на мотоцикле рассекает лихой парень в красивой кожаной куртке. Пара нажатий кнопок (или десяток взмахов руками) — и вот уже телевизор распознал модель куртки, заказал ее в интернет-магазине и отправил по вашему адресу. Хорошо, если не попробует примерить на себе.