Реклама в нашей жизни занимает важное место. Ежедневно ее слышим по телевидению и радио, видим в социальных сетях, газетах и журналах, на красочных плакатах, афишах, билбордах. Можем также встретить рекламные листки и в почтовых ящиках. Объявления повсюду висят на столбах, стенах зданий, остановочных павильонах, заборах. Словом везде и всюду, где только возможно человеку сообщить любым образом о своих товарах и услугах. Как видно, люди осваивают все, что угодно. Поэтому, чтобы увидеть на улице рекламные объявления, которые предлагают населению различные услуги, далеко идти не нужно.
Вопрос бесплатной уличной рекламы весьма тонкий и неоднозначный. А значит, и суждений много. Одни – за нее, другие – против. Однако те, кто занимается этим, должны знать, что расклеивать частные объявления и рекламу можно не везде, а только в установленных местах. Для этого существует закон «О рекламе». Например, индивидуальные предприниматели должны согласовывать места своей рекламы с отделом экономики райисполкома. Простой обыватель, конечно же, в целях личной выгоды и экономии денежные средств, этого делать не станет. Поэтому и занимается самовольством, не задумываясь о том, что портит внешний облик райцентра.
И, тем не менее, каких только предложений не встретишь на отпечатанных или написанных от руки листках! Населению предлагаются услуги по ремонту бытовой и санитарной техники, квартир, выгодные кредиты, сообщается о продаже домашней живности и картофеля. Выставляются на продажу дома, автомобили, бэушная мебель и прочее. Даже волосы, судя по рекламе, можно продать по дорогой цене и без хлопот. Такие способы распространения информации считаются наиболее эффективными. Ведь приклеить, причем, бесплатно в удобном для человека месте объявление куда проще, чем, например, опубликовать в газете или, обратившись в коммунальную службу за разрешением, разместить частное объявление на специальных информационных стендах или досках объявлений, которые имеются в жилфонде ЖКХ практически возле каждого подъезда многоквартирных домов. А значит, по мнению людей, которые незаконно размещают свою рекламу, таким образом, она имеет высокую степень доступности.
На первый взгляд, казалось бы, что в этом плохого: захотелось человеку что-то продать, взял листок бумаги, написал текст и приклеил в людном месте. Но предлагая таким образом свои товары или услуги, рекламодатели не всегда следуют установленным правилам. Они не думают, а может быть и вовсе не знают, что расклеенные в неположенных местах объявления не только портят внешний вид улиц, но и влекут за собой административную ответственность, поскольку на уличную рекламу существуют определенные правила. Так, согласно ст. 21.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере до 25 базовых величин на частное лицо, на ИП – до 50, а на юридическое лицо – от 20 до 100 базовых величин за нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов. К данной статье относится расклейка рекламных материалов в не предназначенных для этого местах, например, на столбах, ограждениях, стенах жилых зданий и сооружений и так далее. Но, тем не менее, заинтересованные в частном бизнесе люди, продолжают рекламировать и «заявлять» о себе так, как им нравится. Не обращая ни на кого, и ни на что внимание, они безжалостно расклеивают объявления там, где удобно им. В результате, в лучшем случае – доски объявлений у подъездов многоэтажек, в худшем – стены домов, ограждения или двери запачканы ничем не отмывающимся клеем, причем, с многослойными нашлепками бумаги, оставшимися от предыдущих сорванных реклам и объявлений.
Как рассказали специалисты КЖУП «Октябрьское», что касается расклейки незаконной рекламы и объявлений в неустановленных местах, тов этом вопросе много нюансов, разобраться в которых довольно сложно. Поэтому коммунальники следят не только за своими информационными стендами и досками объявлений, но и за содержанием общего благоустройства поселка. Так, в райцентре для объявлений и рекламы оборудованы три информационных стенда: возле кулинарии в центре поселка, возле городского рынка и торговых павильонов около гимназии. Специальные же доски для объявлений имеются практически у многих подъездов многоквартирных жилых домов. В ЖКХ пояснили, что эти оборудованные места предназначены только для информации КЖУП «Октябрьское», чтобы можно было разместить различные памятки, объявления, другие информационные материалы. Но стендами и досками пользуются практически все, кому угодно. Коммунальники хотя и очищают их от «проделок» людей, производящих самовольную расклейку рекламы, но в большинстве случаев идут навстречу, оставляя частные объявления, информацию важную для населения. Для работников ЖКХ главное, чтобы реклама размещалась аккуратно, поскольку они считают, что вести «тихую» борьбу по принципу «мы уберем, а они – все равно прикрепят» бесполезно и неоправдано.
Можно предвидеть и некоторое недовольство тех, кто привык «заявлять» о себе таким вот доступным способом. Мол, время трудное, всем нужно жить и как-то рекламировать свои услуги или товары. Но если не обращать внимание на такую “дикую” рекламу, то вскоре от единства архитектурного облика зданий и сооружений мало что останется. Кроме того, могут пострадать и сами люди. Покупаясь на уличную рекламу, они рискуют попасться на недобросовестных рекламодателей, поставляющих некачественный товар или услуги. И если все-таки заняться поиском виновников вплотную, то сделать это довольно просто. Стоит только оторвать “хвостик” объявления с номером телефона и все сразу станет ясно. Специалисты ЖКХ пробовали и такие методы борьбы с незаконно размещенной рекламой. Кто-то реагировал на замечания, а к кому-то нужно было применять меры более жесткие. На них у коммунальников нет полномочий.
Поэтому, чтобы дело до этого не доходило, лучше не нарушать закон, и хотя бы, уважать труд тех, кто создает чистоту и порядок, чистит от объявлений столбы и моет остановочные павильоны. В общем, следит за благоустройством населенных пунктов.