В этом году средняя школа № 2 отмечает полувековой юбилей со дня своего открытия. В 1973 году новостройка заняла свое место в центре горпоселка. 27 ноября школа распахнула двери для 660 учащихся. С того дня началась история второй школы. Тогда для ее первых учеников прозвенел первый звонок на урок. Обучать их стали 39 педагогов. Школа стала вторым домом не для одного десятка учителей и не для одной сотни учеников. Она характеризуется высоким профессионализмом педагогического состава и талантами выпускников.
За золотым юбилеем годы свершений и побед. Это, прежде всего, память и история. Это книга судеб учителей и учеников. Для истории пятьдесят лет немного, для учителей и учеников – целая жизнь. Стены школы и поныне слышат голоса прежних директоров и педагогов. Помнят их и десятки поколений учеников. Первым директором был Леонид Альянович Клевец, возвратилась в прошлое нынешний директор средней школы №2 Валентина Викторовна Борьяш и продолжает рассказывать:
— На следующий год, в августе 1974-го, руководство у него принял Михаил Константинович Старостенко, который руководил этим учреждением образования десять лет. Этот период — отдельная глава школьной летописи советского времени, которую вряд ли забудут школьники 70-80-х годов.
В 1975 году в школе было создана пионерская дружина имени Вовы Иванова. Она и сегодня существует. Правда, традиции у современных школьников немного другие. Тогда пионерское движение разворачивалось с наибольшей активностью. Октябрята, пионеры, комсомольцы не забудут, как готовились к демонстрациям на первомайские праздники и парадам к Октябрьской революции, как украшали ветки деревьев цветной гофрированной бумагой и воздушными шарами, как наряжались в нарядную школьную или пионерскую форму. Эти школьные законы соблюдали все без исключения ученики. А как встречали Новый год? Самое долгожданное зимнее время детворы. Приход праздника ощущался с запахом свежей ели высотой до потолка, которую устанавливали в спортивном зале и наряжали бумажными игрушками, снежинками, гирляндами из ваты. Школьные коридоры и классы тоже были в новогоднем убранстве. Причем сделанном руками самих школьников. А на окнах красовались новогодние сюжеты из акварельных красок. Школа жила традициями и новаторством. Поэтому возникла необходимость создать школьный музей.
Появился он в 1981 году. Его инициатором и создателем стала учитель истории Светлана Павловна Старостенко. Сегодня музейный фонд составляет более трехсот экспонатов, а ответственность за музейным фондом за учителем географии Марией Вячеславовной Дегтяревой.
Нынешнее поколение учителей и учеников бережно относится к полувековым традициям школы. Продолжая традиции предшественников, подрастающее поколение воспитывается в духе патриотизма, любви к национальному достоянию, белорусским ценностям. Еще одна визитная карточка школы – духовой оркестр, основателем которого в 1995 году стал Михаил Иванович Каленкевич. Музыка в исполнении школьного оркестра звучит в стенах школы и сейчас, а руководит им Александр Николаевич Махновец.
Период с 1985 по 2006 годы выпал на время перемен. В эти годы педагогическим коллективом руководил директор Александр Евгеньевич Егоров. К сожалению, он рано ушел из жизни. Но по сей день в школе №2 помнят о нем и ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу на кубок памяти А. Е. Егорова. Здесь всегда гордились спортивной жизнью, поэтому до сих пор четверг остался традиционным спортивным днем. При Александре Евгеньевиче, который личным примером показывал не только результаты в спорте, немало было достигнуто в образовательном и воспитательном процессах. Педагоги прилагали к этому максимум сил и стараний. Прежде всего, они осуществляли личностно-деятельные и системно-диалоговые подходы к организации обучения учащихся. Каждый старался использовать в своей работе информационно-коммуникационные, здоровье-сберегающие технологии, которым, кстати, уделялось особое значение в то время.
За десятилетия пронеслось много замечательных, незабываемых мгновений. Из года в год шаг за шагом средняя школа №2 занимала лидирующие позиции по всем направлениям педагогической деятельности и обучения учащихся. В разное время педагогическим коллективом руководили Валерий Сергеевич Болбас (1984-1985 год) и Николай Николаевич Кот (2006-2009 годы). В 2009 году директорство у него приняла Валентина Викторовна Борьяш, выпускница этой школы и на тот момент учитель начальных классов с 24-летним педагогическим стажем.
Школа гордится старшим поколением учителей, которые оставили богатый опыт работы с детьми. Внесли весомый вклад в обучение и воспитание школьников педагоги-ветераны Великой Отечественной войны и труда – Ефросинья Павловна Молокович, Степан Сидорович Ковалевич, Вера Петровна Гринкевич. Чтят здесь память воинов-интернационалистов – выпускников Александра Ковалева и Юрия Лукашевича, которые посмертно награждены Орденом Красной Звезды. Вся эта история хранится и передается из поколения в поколение. Сегодня в школе обучается более четырехсот детей. Знания им дают 47 учителей.
Педагогический коллектив имеет в своем бывшем и нынешнем составе
заслуженных учителей Республики Беларусь Татьяну Константиновну Кадревич, Валентину Владимировну Колодинскую, Ефросинью Павловну Молокович, Тамару Ивановну Кузьмину, отличников народного образования Светлану Павловну Старостенко, Лилию Михайловну Драпеза, Раису Ивановну Соколову, Наталью Адамовну Егорову.
Заслуженный учитель Республики Беларусь Тамара Ивановна Кузьмина до сих пор держит связь с родной школой.
Отдавали знания детям профессионалы своего дела, ветераны педагогического труда Галина Борисовна Михедова, Вера Павловна Жук, Людмила Ивановна Гормаш, Людмила Анатольевна Журова и многие другие педагоги. На школьных торжествах х всегда встречают аплодисментами. И всегда торжественно представляют новому поколению, ведь учителя вложили всю свою душу в своих учеников, воспитывали в них характер. Каждый день отдавали силы и знания, чтобы дать школе доброе имя. Своим упорным трудом завоевывали авторитет и репутацию своему учреждению образования. Поэтому неспроста среднюю школу №2 всегда считали кузницей кадров. Она была одной из опорных школ Октябрьского района.
Сменялись поколения педагогов, менялось количество учеников. Радовались успехам выпускников. А кто-то, воспитанный в лучших традициях этого учреждения, возвратился сюда уже в статусе педагога. И таковых учителей здесь немало.
Валентина Викторовна Борьяш училась в этой школе, а сейчас руководит педагогическим коллективом. Педагоги выпустили не одно поколение учеников, среди которых много талантливых людей, которые прославляют свой край: спортсмены, врачи, педагоги, ученые, журналисты, руководители различных уровней, в том числе, и председатель Октябрьского райисполкома Ирина Намоченко. Поэтому школа по праву может гордиться выпускниками. Много достойных, авторитетных людей выучились в средней школе №2. Сотни учеников покинули родные стены и попрощались с любимыми учителями. Но по сей день многие поколения связывает любовь к их второму дому, ведь школа для каждого особый мир со своими законами, которые нельзя нарушать. Она всегда ассоциируется со светлым и прекрасным чувством. Это просторные классы, исписанная мелом доска, первая влюбленность, строгие учителя. А как было здорово слышать, когда звенел школьный звонок с последнего урока! Через этот жизненный этап проходят все без исключения. А если ты не только учился здесь, но и вернулся обратно, чтобы продолжать дело своих наставников, тебе повезло вдвойне. Ощутила эту радость и Валентина Викторовна, которая в год открытия школы перешла сюда учиться из средней школы №1. Было это в четвертом классе, но первая учительница Анна Сергеевна Заяц в памяти до сих пор, вспоминает Валентина Викторовна. Учились в две смены, и в каждом классе было по четыре параллели. Нынешние времена поменяли и наполняемость, и учебный процесс, поясняет Валентина Викторовна, которая пятнадцатый год возглавляет педагогический коллектив своей родной школы и 24 года отработала здесь учителем начальных классов. На ее глазах школа росла и развивалась. За полвека, безусловно, она преобразилась. Особенно, за последние годы. При Валентине Викторовне была проведена полная реконструкция здания, заменены окна, отремонтирована кровля, налажена отопительная и водопроводная система, обновлены все классы, учебные кабинеты оснащены новым оборудованием. Пятидесятилетняя школа продолжает шагать в ногу со временем. На сегодняшний день ее вполне можно считать образовательным центром, реализующим программу всех ступеней обучения: начального, основного базового и общего среднего образования.
Среди трех учреждений образования райцентра она занимает первое место по наполняемости, и в ближайшей пятилетке сокращение численности учеников не предвидится, заверила директор. Валентина Викторовна, как педагог и как руководитель, понимает, что нагрузка на школу большая. Ведь в ней получают образование дети не только из райцентра, но и ближайших соседних деревень. И, тем не менее, ученики получают качественное обучение и воспитание.
— Как и у любой другой школы, у нас тоже есть много вопросов и задач, — рассказывает директор и продолжает: — Некоторые из них, например, как строить образовательный процесс, в каких направлениях развивать школу дальше, как привлекать и расходовать школьные средства, являются принципиально важными для успеха нашего учреждения образования.
На вопрос: «Какие задачи ставите перед собой с педагогическими кадрами?» Валентина Викторовна ответила: «Первое — это мотивация к новым технологиям, к их освоению, которые бы положительно влияли на развитие учреждения образования. И вторая задача, не менее важная, — повышение профессионального уровня учителя.
На должном уровне в школе созданы условия для организации основной учебы и дополнительного образования, отдыха и занятий по интересам. Педагоги стараются дать ученикам не только качественное образование, но и стараются создать комфортные условия обучения. Неслучайно в 2001 году учреждение образования получило статус школы с общеэстетическим уклоном, а еще в этом же году стала экспериментальной площадкой по внедрению 10-и балльной системы оценки. Здесь есть мастерская, столовая, спортивный зал и современная футбольная мини-площадка, библиотека, музей. Есть и собственный яблоневый сад. Он большой. А нынешней весной пополнился еще и молодыми саженцами.
Он свидетель того, как первоклассники становятся выпускниками, как меняются поколения, и вчерашние школьники приводят сюда уже своих детей, внуков. Школа подключена к высокоскоростному интернету. Работают кружки и секции, оснащенные необходимым оборудованием кабинеты физики, химии, информатики, имеются мультимедийные установки, интерактивная доска, что, безусловно, повышает интерес детей к учебе. Со слов Валентины Борьяш, используемые дополнительные образовательные программы становятся прямым продолжением базовых образовательных программ и позволяют уйти от классно-урочного принципа, что, разумеется, создает иное отношение учащихся к усвоению учебного материала. Поэтому каждый находит свою причину любить родную среднюю школу №2.
Еще одно ноу-хау — специализированный спортивный класс. Отрадно, что для части ребят обучение в нем станем первым шагом в их будущую профессию. Педагоги считают, что профильное обучение и дополнительное образование служат хорошей мотивацией к познавательной деятельности, которая влияет на качество подготовки выпускников. Поэтому еще одна из приоритетных задач учителей – качественная подготовка выпускников к выпускным экзаменам, а затем и к централизованному тестированию.
И все-таки главными экспертами работы школы остаются родители и сами учащиеся. Знания в этом учреждении образования ребятам дают замечательные творческие педагоги, профессионалы своего дела. Для них традиционные формы преподавания постепенно остаются в прошлом. Ведь педагоги точно знают, что от того, как они проведут уроки, какую проявят компетентность, эрудицию, будет зависеть уровень познания и новизны в области своего предмета. А главное – будет ли это интересно их ученикам, поскольку интерес считается неустанным двигателем в процессе накопления и приобретения знаний.
Время бежит и все меняется. Но только школа остается тем самым уголком счастья. Таким теплым, дорогим, незабываемым. И когда, если не в полувековую дату подвести итоги работы? А еще юбилей альма-матер – прекрасный повод, чтобы собраться педагогам, ветеранам труда, нынешним ученикам и выпускникам. 15 декабря здесь будет весело и многолюдно. Ведь школа отметит полвека радости и успехов. Она вечно молодая, а к полувековому юбилею помолодела еще больше.