Андрей Васильевич Кадол – педагог, наставник, для многих – пример для подражания. Родился он в нашем уютном городском поселке Октябрьский. Окончил СШ №1 им. А.Р. Соловья, с 1995 по 2000 годы – студент БГПУ им. М. Танка. В настоящее время – учитель истории и обществоведения в Октябрьской районной гимназии, с 2009 года – председатель первичной профсоюзной организации, с 2014 года – заместитель директора по учебной работе в Октябрьской районной гимназии.
Педагогический стаж Андрея Васильевича составляет 17лет. Идет по жизни с девизом «Старание и труд к счастью ведут». Легка ли профессия учителя? Как не впасть в депрессию после тяжелого трудового дня? Хорошо ли жить на периферии? После нескончаемых звонков и визитов в «личный кабинет», я решила получить ответы на эти и другие вопросы непосредственно у Андрея Васильевича. Думается, будет интересно узнать не одному поколению его учеников о том, как воплощаются идеи и планы учителя, и каков его стиль жизни.
Семья. У родителей я не единственный ребенок. У меня есть старший брат Дмитрий и младший – Сергей. Родители никогда не заставляли нас, детей, делать сложную работу по дому, но я с братьями понимал, что мы их опора и поддержка. Убирали, пололи, помогали по хозяйству, то есть потихоньку приобщались к общественному труду.
Темперамент. Я флегматик, поэтому с детства уравновешенный, спокойный. Не считаю себя сложным человеком. Легко нахожу с людьми контакт, не конфликтую, могу подстроиться под ситуацию. В школьные годы не испытывал острой потребности в знакомстве с огромным количеством людей. Круг общения подбирал себе сам. Как истинная рыба, (по знаку зодиака) плыву по течению и наслаждаюсь этим.
Школьные годы. До 5 класса был отличником, после – хорошистом. Родители не принуждали сидеть днями за учебниками и зубрить уроки, я сам нес ответственность за свои оценки, успеваемость. В старших классах понял, что уроки истории приносят мне огромное удовольствие, поэтому запросто мог за лето пройти весь курс истории будущего года самостоятельно.
На чаше весов. Истинное призвание – медицина. Такая мысль не покидала меня вплоть до 10 класса. Думал, что приносить пользу людям можно только будучи врачом. А после переосмыслил, понял, что история должна занимать определенное место в моей жизни. И в 1995 году поступил на исторический факультет БГПУ им. М. Танка. Учеба была интересной, запоминающейся. На 5 курсе параллельно с обучением подрабатывал в школе №55 г. Минска. В университете давали теоретические знания, а как отработать все на практике, слабо представлялось. Преподаватели вуза в основном не учат, как заполнять журналы, общаться с детьми. Это и многое другое можно постичь только при непосредственном контакте с учеником и коллегами-педагогами в школе. Поэтому опыт практической деятельности дал мне многое: основы профессии, некоторые нюансы, новые знакомства, поездки, мероприятия, а самое главное – рядом всегда были пытливые дети, желающие получить как можно больше знаний.
Возвращение. После окончания университета был направлен на малую родину в Октябрьский район. Основным первым местом работы стала Краснослободская средняя школа, по совместительству работал в школе № 3 г. п. Октябрьский. Тот факт, что мне придется работать в сельской школе, меня ничуть не смутил. После обязательных двух лет работы по направлению остался жить и работать в поселке. Жизнь в таком крупном мегаполисе, как Минск, не для меня. Выбрал спокойствие, размеренность.
Любимая гимназия моя. Работа в школе №3 г. п. Октябрьский, а впоследствии Октябрьской районной гимназии всегда доставляла мне огромное удовольствие. Помню свой первый визит в школу. Тогда меня встретил дружелюбный коллектив во главе с директором Шейко Любовью Сергеевной (директор школы с 1993 года по 2005 год, в настоящем – научный сотрудник Центра истории и культуры. – Прим. автора). Она познакомила меня с коллективом, объяснила, что нужно делать, чего делать нежелательно. Сложностей в дальнейшем в работе с детьми не возникало. Сейчас, под руководством директора Булгаковой Лилии Анатольевны, в коллективе все также царит доброжелательная атмосфера, в гимназии все функционирует, как новые часы.
Ценный опыт. В 2005 году я впервые стал классным руководителем. Этот опыт прибавил уверенности, как преподавателю, руководителю. По отношению ребят ко мне сегодня, думаю, что первый блин не оказался комом. В 2009 году стал классным руководителем во второй раз. За все годы наших взаимоотношений очень привязался к детям, мы с ними стали, как одна большая дружная семья.
Гордость учителя. Победы и достижения учащихся. Ежегодно мои ученики становятся призерами второго этапа областной и республиканской олимпиад по истории и обществоведению, участниками третьего этапа, победителями различных конкурсов и викторин. Также ребята неизменно набирают высокие баллы на ЦТ по истории и обществоведению. Мне очень приятно, что весь труд и любовь, проявленные к детям, не проходят даром.
Совершенство это…. Результат. Я отлично знаю свой предмет, умею правильно его преподносить и прививать любовь к истории учащимся. С каждым годом я совершенствуюсь, двигаюсь вперед и пытаюсь достичь новых высот.
Успех. Это удел старательных. Чтобы добиться совершенства в чем-либо, нужно трудиться не покладая рук. На удачу в этом деле полагаться уж точно не стоит, удача любит подготовленных. Успех приходит к старательным. Я могу назвать себя старательным человеком. Об этом свидетельствуют награды, полученные мною в разные периоды профессиональной деятельности: в 2007 году стал победителем районного конкурса творческой молодежи «Ступени» в области «Исследовательская и рационализаторская деятельность»; в 2011 году вручена Почетная Грамота Управления образования Гомельского облисполкома; Почетная Грамота Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки; 2014 год – Почетная Грамота Октябрьского райкома профсоюза работников образования; 2015 год – Почетная Грамота отдела образования Октябрьского райисполкома. Эти и другие награды лишь напоминают мне, что я иду в правильном направлении, что и придает уверенности в завтрашнем дне, дает возможность ставить перед собой цели. А успехи учащихся – это плоды моих стараний.
Неудачи. Неудачи закаляют нас. Не нужно зацикливаться на случайном промахе. Вынесите из этого урок, в будущем обязательно поможет. Если всегда поступать правильно, можно лишить себя возможности расти дальше.
Хороший учитель. Чтобы стать хорошим учителем, нужно любить и понимать детей. Я, например, не представляю себя, работающим на заводе. Мне необходимы движение, общение и смена событий, детские, веселые и добрые лица вокруг. Чтобы дети уважали учителя, он должен обладать хорошими знаниями. Ведь тогда ребятам будет интересно на уроках, они без труда будут усваивать предложенный материал. Они должны поверить в учителя и верить в то, что он говорит. Для этого нужна вера в самого себя. Не придерживаюсь принципа «держать в ежовых рукавицах». Если учитель с уважением относится к детям, они отплатят тем же, дисциплина и контроль не пострадают. Держать в страхе – не выход. Ребенок может ошибаться, главное, чтобы он пробовал, высказывал свое мнение и признавал ошибки, анализировал. Если ученик обижен или зол, нужно пойти к нему навстречу, попытаться помочь все уладить. За годы работы в гимназии меня окружали хорошие, способные, благодарные дети. Мне в этом крупно повезло.
Любимая книга. В 10 классе по программе русской литературы мы проходили роман Льва Толстого «Война и мир». С первой до последней страницы я восхищался произведением. Сюжетные линии, стиль автора, персонажи – всё идеально. Для меня, как для историка, было интересно читать это произведение. Это мировая классика, она актуальна в любом возрасте.
Любимая телепередача. Люблю смотреть новости и спортивные телепередачи. Возможно, на это повлияло то, что в студенческие годы сам был не против погонять мяч. Сейчас делаю это редко, но, когда все же представляется такая возможность, получаю огромное удовольствие.
Счастье – это любящая семья, живые здоровые родители, мир и спокойствие.
Идеальный день для меня – это море, семья, отдыхающая со мной под шум прибоя.
Настоящий мужчина должен быть порядочным, честным, любить и ценить свою семью, окружать заботой родных людей. Имея любящую жену и двоих дочерей, я по праву могу считать себя счастливым человеком.
Любимое блюдо – драники. Они – частица Беларуси, нашей культуры, традиций. А это немаловажно для меня. Могу смело назвать себя патриотом. С большим удовольствием я прививаю любовь к Родине и подрастающему поколению. Хочется, чтобы чувство любви к родной земле присутствовало с самого детства, чтобы наша нация стала более сплоченной и сильной.
Историки будущего о дне сегодняшнем. Историки будущего охарактеризовали бы век, в котором мы живем, как век нестабильности, расовых и межнациональных конфликтов, глобальных проблем. Если так будет продолжаться, пострадает все человечество. Так как Беларусь находится в центре Европы, все, что происходит на Западе и Востоке, так или иначе, касается нас. Но наша страна всегда отличалась толерантностью, спокойствием, гибким и конструктивным диалогом с другими странами, урегулированием конфликтов.
Планы. Живу настоящим. Грандиозных планов на будущее не строю. Хочу только, чтобы у моих детей удачно и достойно сложилась жизнь, хочу подольше оставаться полезным обществу.
Всегда очень приятно общаться с такими открытыми людьми, как Андрей Васильевич. Несмотря на то что в этот день я пришла к нему, как журналист, он неизменно останется для меня прекрасным учителем, который преподавал историю с 5 класса, обществоведение – с 9-ого. Убеждена, Андрей Васильевич – тот педагог, который способен привить любовь к предмету через желание и способности рассказать больше, чем прописано в учительском плане и учебнике.
Дорогой Андрей Васильевич, я, как и сотни Ваших учеников, безмерно благодарна Вам за интересные уроки, креативный подход к детям и прекрасное чувство юмора.
Дарья Шлапакова,
студентка Института журналистики БГУ.