15 марта отмечался Всемирный день потребителей. В этом году он проходил под девизом «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными».
Все активнее в нашу жизнь входят цифровые технологии, которые изменяют характер многих услуг и продуктов. Так, уже привычными для нас стали услуги по обеспечению онлайн оплаты покупки товаров, услуг ЖКХ, мобильной связи, интернета, железнодорожных билетов и другое. Сегодня мы напомним элементарные знания, которыми должен обладать потребитель. Поможет нам в этом начальник отдела экономики Октябрьского райисполкома Александр Пищало.
При каких условиях покупатель может обменять или вернуть товар обратно и какова схема деятельности при этом.
В течение 14 дней с момента продажи можно обменять или вернуть качественный, не бывший в употреблении товар, если вдруг обнаружили, что эта покупка вам не подходит. Нужны только доказательства приобретения данного товара у продавца – кассовый или товарный чек, квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов. Кстати, всегда требовать чек – это еще одна аксиома для потребителя. Менталитет большинства наших граждан не позволяет всегда придерживаться этого правила, что, естественно, действует в ущерб потребителю и в пользу недобросовестного продавца.
Существует перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Какие товары относятся к этой категории?
Это нижнее белье, чулочно-носочные изделия, мебельные гарнитуры и наборы, бижутерия, парфюмерно-косметические товары, печатные издания, предметы личной гигиены, лекарства и др. Не подлежат обмену и возврату все качественные продовольственные товары, табачные изделия.
Также очень ответственно следует подходить к покупке товаров, имеющих гарантийный срок. О дате продажи таких товаров делается отметка в техническом паспорте. Как правило, это дорогостоящие технически сложные бытовые приборы, теле- и радиоаппаратура и другие. Эти товары, соответствующие требованиям качества, продавец не обязан обменивать и принимать обратно.
Если же вы приобрели некачественный товар, то вправе потребовать по своему выбору замену на качественный. Также покупатель может рассчитывать на бесплатный ремонт либо снижение покупной цены. Он имеет право вернуть некачественный товар и получить обратно уплаченные за него деньги.
Как правильно поступить покупателю в случае некачественно выполненной работы?
Если заказанная работа (услуга) выполнены некачественно, вы также вправе потребовать по своему выбору безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения стоимости услуги, безвозмездного изготовления другой вещи, повторного оказания услуги, если это возможно. Имеете также право расторгнуть заключенный договор и забрать деньги.
Подготовила Ирина ЛЕШКОВА.