Впервые в Хатыни я побывала лет в одиннадцать-двенадцать. Детские впечатления помню до сих пор. Слезы наворачивались на глаза от рассказа экскурсовода. Никак не могла понять, кого так обидели те дети, имена которых и возраст указаны на табличках в местах, где когда-то стояли дома. 3, 6, 7, 11 лет… Самому младшему было только семь недель… Тогда в моей детской голове звучал только один вопрос: «За что?».
Да и сейчас через десятилетия я не понимаю, как люди, у которых такие же руки-ноги могли зверскими способами уничтожать себе подобных. Как немецкие врачи, люди с высшим образованием, воспитанные в европейской культурной традиции, врачи, некогда дававшие клятву Гиппократа, призвание которых априори помогать людям, спасать их, лечить, проводили садистские медицинские опыты над узниками концлагерей. Они забирали до последней капли кровь у детей и подростков для солдат вермахта в Красном Береге, в Тростенце, в концлагере «Саласпилс», который создали фашисты на территории оккупированной Латвии в 1941 году и многих других. А была ли душа у тех, кто придумал автомобили- «душегубки» или «газвагены» для убийства евреев на территории Советского Союза?
В этом году к 80-й годовщине трагедии в мемориальном комплексе «Хатынь» открылся необычный музей. Уникальность его в том, что он реально погружает в страшные моменты человеческой трагедии. Проходя через его залы, чувствуешь боль, ужасы войны, горе, которое она принесла людям. Здесь мало экспонатов, мало информационных материалов. Но ты здесь не просто посетитель и зритель, ты становишься участником страшных событий военных лет. И опять у меня, как в детстве, возник вопрос: «За что? Как такое могло произойти?»
Музей состоит из шести залов, каждый из которых знакомит с определенным этапом в истории нашей страны. Основной элемент всей экспозиции – «кровавый ручей», символизирующий всех жертв агрессии в Беларуси: в напольном покрытии залов сделано углубление в виде широкой изломанной линии. Она покрыта закаленным стеклом, которое выдерживает вес человека. Но ты стараешься обойти «ручей»: ведь там память о погибших людях, история нашего многострадального народа. Вот здесь лежит детская игрушка. Она выпала из рук ребенка, которого фашистские изверги отобрали у матери. Об участи малыша стоит только догадываться. А там лежат очки, которые принадлежали убитому еврею. Далее в «ручье» видим окровавленный след от гусеницы немецкого танка…
Первый зал охватывает период истории Беларуси с X по XX век. Он напоминает об основных военных конфликтах, которые пронеслись по нашей земле и унесли не тысячи, а миллионы жизней белорусов. В ходе Северной войны погиб каждый третий. Война 1812 года забрала четверть жителей. Первая мировая унесла пятую часть населения. Вторая мировая – опять каждый третий…
Во втором зале нас встречает разгромленная комната – началась война, люди собирались в спешке, брали самое ценное и необходимое. Добавляет трагизма голографическое изображение маленькой девочки Аллы Марук, рассказывающей, как она оказалась в концлагере.
Третий зал раскрывает тему оккупации, концлагерей, массовых расстрелов и выживания мирного населения в этих нечеловеческих условиях.
В зале, который посвящен сожженным деревням, светодинамические экраны воссоздают эффект нахождения в горящем сарае. Ты слышишь даже треск бревен. Становится жутко и страшно. В центре зала – сруб колодца как напоминание о практике оккупантов сбрасывать в них детей. Со стен зала за чудовищной сценой наблюдают молчаливые лики свидетелей подобных карательных операций. О трагедии Хатыни рассказывает голографическое изображение чудом выжившего в горящем сарае семилетнего Вити Желобковича.
Последние два зала светлые. Под ногами одного из них не кровавый ручей, а колосящееся белорусское поле. Поле как символ жизни, мира, добра, человечности, открытой и доброй души нашего многострадального народа.
Выйдя из музея, я вспомнила, что не сделала ни одного снимка. Настолько сильно было эмоциональное воздействие интерактивных композиций, что ни о чем другом не думалось.
В эти дни вспоминаем о Волынской трагедии. 80 лет назад отряды Украинской повстанческой армии атаковали более сотни деревень на Волыни. Это событие получило название «Кровавое воскресенье».11 июля 1943 года наступила кульминация акции массового уничтожения украинскими националистами польского населения. По мнению некоторых историков, число жертв Волынской резни составляет до 100 тысяч человек. Конец этому положило наступление Красной Армии, освободившей Украину.
Но сейчас в Украине выработали целую стратегию защиты и оправдания бандеровцев. Утверждают, что это была «польско- украинская война», а не резня и геноцид.
К скорбной дате Национальная библиотека Беларуси открыла книжно-документальную выставку «Забытый геноцид. Волынская резня 1943-1944 годов». Каждый желающий может ознакомиться с предоставленными материалами.
Помнить историю – наша святая обязанность. Мы знаем, что бывает с теми, кто ее забывает.
Елена СТАРИНОВИЧ.