В период текущего перерыва между полевыми работами одними из основных объектов сельскохозяйственной деятельности закономерно становятся механические парки хозяйств, где с большей активностью выполняется ремонт техники к предстоящему весеннему севу. Безусловно, жарче в переносном значении этого слова будет в тех ремонтно-механических мастерских, где в наличии имеются необходимые запасные части для восстановления сельхозмашин и транспортного парка. Так, правда, происходит не везде – заменить поврежденный узел или механизм в ряде мест проблематично или вообще невозможно по причине дефицита финансовых средств на данные цели у наших сельхозорганизаций. А запчасти, как это хорошо известно ремонтникам, нынче далеко не дешевы. Если нашлись деньги – хорошо, но чаще выручает списанная техника, откуда можно взять еще исправный механизм и приспособить его на действующий, но пока находящийся в ремонте агрегат. И он станет работать: механизаторы и обслуживающий персонал мехмастерских с частичным или текущим ремонтом обычно справляются успешно.
Вот и в эти первые дни нового года на всех мехдворах сельхозорганизаций района, где больше, а где меньше, продолжаются ремонтные работы. В первую очередь упор делается на наиболее востребованную в текущий период технику, а также на сельхозмашины, которые дадут старт предстоящим массовым полевым работам. Например, в мастерских открытого акционерного общества «Краснослободское» сейчас общими усилиями восстанавливают трактор, закрепленный за передовым механизатором, неоднократным победителем районного соревнования по кормозаготовке Иваном Зубаревым. Его МТЗ-1221, который эксплуатируется уже 14 сезонов, очень востребован как в сезон полевых работ, так и в настоящее время – для доставки кормов, на вывозе органики, на других транспортных перевозках. В ремонте трактор уже около месяца – отказала коробка передач. Некоторые запчасти удалось отыскать на месте, в самое ближайшее время хозяйство закупит недостающие шестерни и подшипники. Предположительно в течение января ремонт планируется завершить, и данный МТЗ-1221 будет допущен к эксплуатации. Сейчас же восстановительные работы в самом разгаре, и основная нагрузка возложена, конечно, на хозяина «стального коня» Ивана Зубарева – такой ремонт опытный профессионал выполняет не впервые, и положительные результаты видны день ото дня. Активно помогают Ивану Ивановичу свободные от полевых работ механизаторы ОАО «Краснослободское» Сергей Лагуто и Евгений Цагельник, слесари Анатолий Ворозин и Александр Амельченко, газоэлектросварщик Николай Тарасевич. К слову, на дружный коллектив краснослободских ремонтников опираются механизаторы, задействованные ежедневно по внутрихозяйственным делам, если срочно нужно устранить несложную неисправность. Так, в частности, в прошедший вторник в мастерских хозяйства буквально за час подлатали поврежденный кормовой стол кормораздатчика КРФ-10-2, и тракторист Николай Кузьмич отправился дальше для обслуживания молочнотоварных ферм в Буде и Сосновке.
Как рассказал бригадир тракторной бригады мехпарка ОАО «Краснослободское» Владимир Луцкович, к подготовке посевных и почвообрабатывающих агрегатов в мастерских еще не приступали. В принципе, сеялки и дискаторы находятся более-менее в нормальном состоянии и нуждаются лишь в мелком ремонте. То же касается и 4-х принадлежащих данному хозяйству зерноуборочных комбайнов. Главное сейчас – оперативно ликвидировать поломки той техники, которая востребована на сегодняшний день в животноводстве и на вывозе органических удобрений. Условия позволяют: для отопления помещения мастерских используется большая металлическая печка с обновленной вытяжкой. Правда, в эти дни, когда морозы отступили, «буржуйку», дающую хорошее тепло, пока не растапливают, но такая возможность есть постоянно.
В отличие от ОАО «Краснослободское», где прицепным инвентарем еще не занимаются, в открытом акционерном обществе «Ломовичи» основное внимание на сегодня уделено почвообрабатывающему агрегату «Дископак-6». Он отработал два сезона, не прошедших бесследно: необходимо заменить подшипники, восстановить поврежденные секции и задний прикатывающий механизм. По информации главного инженера данного хозяйства Дмитрия Тозика, процесс восстановления дископака движется в зависимости от поступления запчастей – они дорогие, а средства в хозяйстве на их приобретение ограничены. Тем не менее, ремонт данного агрегата не стоит на месте: ведутся сварочные работы, которые выполняет механизатор Сергей Коваленко, имеющий соответствующе удостоверение газоэлектросварщика, демонтажом и обратной сборкой механизмов занимаются слесари Николай Волоткович и Михаил Алейник, не занятые на внутрихозяйственных перевозках трактористы-машинисты. Закончив с этим дископаком, ремонтники займутся другим аналогичным агрегатом, который также нуждается в обновлении отдельных механизмов. Судя по выполненному объему ремонта, есть определенные гарантии, что к началу полевых работ оба дископака будут поставлены на линейку готовности. Примерно то же можно сказать и о тракторном парке ОАО «Ломовичи». Энергонасыщенные тракторы «Беларус-3522» (их таковых 3) исправны и ждут своего выхода в поле. Дело осталось за еще одним мощным «Беларус-3022» — он находится на длительном ремонте по причине поломки двигателя, который отправлен на Гомельский мотороремонтный завод. Для этой цели выделены бюджетные средства, они перечислены на областное предприятие, и в течение месяца планируется забрать оттуда отремонтированный двигатель с последующей установкой его уже в местных мастерских. К началу массовых полевых работ в «Ломовичах» расчитывают запустить и импортные машины. Это мини-погрузчик «Мерло», в котором вышла из строя втулка переднего моста (запчасть заказана в одной из столичных фирм), и пресс-подборщик с использованием стреч-пленки «Нью-Холланд» (комплектующие для ремонта обеспечит также минская фирма «Полымя»). Что касается текущего небольшого ремонта тракторов, в которых хозяйство испытывает потребность в настоящий момент, то он выполняется в скором порядке в помещении центральных мастерских. Благо, этому способствуют созданные здесь условия, а также профессионализм и старание самих работников механизированного звена хозяйства.
Юрий Касперович. Фото автора.