Министр образования Беларуси Михаил Журавков в интервью телепрограмме «Главный эфир» на «Беларусь 1» рассказал о своем отношении к «охотникам» за белорусскими умниками и умницами, развитии студенческого самоуправления, планах по оптимизации нагрузки в базовой школе и… уборке снега.
А дома лучше…
Министр напомнил, что несколько дней назад в Минске состоялись официальные мероприятия по празднованию 20-летия Специального фонда Президента Беларуси по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. «Эта инициатива (по созданию спецфонда — прим. БЕЛТА) была очень правильной. На сегодняшний день через данный фонд прошли тысячи молодых людей. Они стали не только хорошими студентами, аспирантами. Среди них уже достаточно большое количество людей, которые стали руководителями крупных частных и государственных предприятий, есть доктора наук, почти 200 кандидатов наук, которые работают в университетах, науке. За ними действительно следят, их сопровождают и помогают развивать таланты и способности», — отметил Михаил Журавков. Он признался, что существуют определенные опасения по поводу того, что те или иные таланты из Беларуси могут переманить для работы за границей. «Не все они, конечно, выбирают свой жизненный путь так, чтобы он был связан с Беларусью. Но, с другой стороны, почему бы и нет? Почему бы молодому человеку не поехать и поработать в другой стране, подтвердив этим самым, что в нашей стране есть талантливая молодежь», — отметил министр. Вместе с тем, Михаил Журавков подчеркнул, что одна из целей при создании спецфонда как раз и заключалась в том, чтобы показать молодым талантам, что в родной стране им будет лучше. «Это себя оправдывает. Они остаются и видят, какую заботу проявляет государство», — сказал он. Самоуправление vs самоуправство
Михаил Журавков уверен, что студенческое самоуправление в университетах Беларуси заработало. В этой связи, комментируя довольно неприятную историю с конфликтом в БГУ вокруг введения платных пересдач экзаменов и зачетов, министр сказал: «Нельзя путать одно с другим. То, что происходило в университете (БГУ — прим. БЕЛТА) — это, к сожалению, очень яркий пример не самоуправления, а самоуправства. Хочу с полной ответственностью сказать, что самоуправление у нас в университетах заработало». Михаил Журавков констатировал, что Республиканский студенческий общественный совет, который проработал уже в течение года, показал свою эффективность и востребованность, в том числе за счет ряда интересных инициатив. «Ректоры все в один голос говорят, что они (входящие в совет студенты — прим. БЕЛТА) участвуют в жизни университетов и воздействуют на общественную жизнь университетов», — отметил министр. Он рассказал, что направил письма губернаторам с просьбой обратить пристальное внимание на студентов, у которых сформировался потенциал руководителей. «Они стали настоящими гражданами и уже умеют постоять и за себя, и за коллектив», — уверен Михаил Журавков.
Базовый учебник — спасение от нагрузки
Министру образования был задан вопрос и относительно перспектив снижения нагрузки на учеников в школах. Недавно появилась информация, что в базовой школьной программе необходимо сократить как минимум 20-30% информации и пересмотреть подходы к изложению материала, ведь современная школьная программа гораздо сложнее, чем она была в 70-80-е годы прошлого века. Михаил Журавков пояснил, что речь идет об обучении в базовой школе — 5-9-х классах: «Действительно мы очень серьезно в 2015 году рассматривали уровень нагрузки в базовой школе и вышли с очень интересным предложением — ввести базовый учебник». «Каждый педагог и школа по-своему рассматривает учебный процесс. Считаю, что мы не должны ставить каких-то очень жестких рамок. Педагогический коллектив каждой школы должен творчески подходить к учебному процессу. Но, естественно, ни в коем случае не перегружать ученика», — добавил министр. Как сообщалось, министерство проводит интенсивную научную и организационную работу по подготовке учебно-методических комплексов нового поколения. Их системообразующим ядром станет базовый учебник. Он будет содержать систематизированное изложение учебного предмета в минимально необходимом объеме, определяемом образовательным стандартом и учебной программой. В качестве приложений будет представлен разнообразный дополнительный материал, которым можно пользоваться на учебных занятиях и в процессе самостоятельной работы. Истинное удовольствие от уборки снега
У Михаила Журавкова поинтересовались, должны ли учителя участвовать в уборке снега на территории школ. «Я в субботу специально проехал по нескольким школам Минского района. Ни от одного учителя я не услышал жалобы на то, что он работает на свежем воздухе с лопатой. И я хочу отметить, что никого не принуждали, — рассказал министр. — В одной из школ работали два учителя. Остальные просто занимались, вели те занятия, которые у них были. В некоторых школах вышел поработать практически полный педагогический состав». «Почему бы и нет? Другое дело, если к этому принуждают, если это вопреки желанию, воли какого-то человека… Я сам все эти дни работал с лопатой около дома и получил истинное удовольствие. Мы всей семьей убирали снег. Это нормальная физическая нагрузка, причем в такую хорошую погоду», — считает Михаил Журавков.