Фото из архиваНОВОСТИ ТЕМЫ «ПО ФАКТУ: РЕШЕНИЯ ПЕРВОГО». ПРОЕКТ БЕЛТА»Имидж государства. Почему Лукашенко сделал ставку на гостиничный бизнесЛукашенко призвал «не бросаться на заморское». Что имел в виду Президент и при чем тут фермеры?Знаете, что белорусам стоит ценить больше всего? Возможность выбирать свой путь развития и следовать ему, несмотря ни на что. Да, порой нам приходится плыть против течения, попадать под шквал критики… Но, как говорится, собаки лают, а караван идет. Один из последних примеров — пандемия коронавируса. Беларусь не стала закрываться от мира, и слово «локдаун» осталось у нас где-то на задворках. Для большинства наступил кризис, а для белорусов — время возможностей. И такой политики — не плыть по течению — Александр Лукашенко придерживается с первых дней президентства. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» мы рассказываем, перед каким выбором Президент Беларуси стоял в 1990-х и как молодая республика стала преемницей лучших советских достижений, почему белорусы стремились во что бы то ни стало завоевать Государственный знак качества СССР и зачем возрождают эту традицию. Чтобы ответить на эти вопросы, мы заглянули в гости к ведущему производителю двигателей не только в Беларуси, но и во всем СНГ.
Когда в Беларуси появилось производство моторов и за что они получали Знак качества
Осень 1960 года. На северо-восточной окраине белорусской столицы начинается строительство Минского моторного завода. Но свою историю предприятие начнет отсчитывать лишь пару лет спустя — с выпуска в 1963 году легендарного тракторного двигателя Д-50. Оснащенная им техника трудилась на полях огромного многонационального Советского Союза и за его пределами. В начале 1970-х завод первым в отрасли получит право маркировать свою продукцию Государственным знаком качества, а директору предприятия Владимиру Рожкову будет присуждена Государственная премия СССР.
Именно двигатель Д-50 задал тенденцию на многие десятилетия вперед. И даже сейчас, спустя 50 лет, в некоторых хозяйствах по всему миру все еще можно найти технику, работающую на легендарной «пятидесятке».
«При разработке двигателя была заложена такая схема и размерность, что он стал очень экономичным, сравнительно небольшой массы. Серийный выпуск двигателя начался именно под технику Минского тракторного завода в 1963 году, и еще много лет двигатель проходил всесторонние испытания — на машиноиспытательных станциях Советского Союза, на самом Минском моторном заводе, тракторном заводе, во время эксплуатации в хозяйствах Советского Союза. Он подтвердил свою экономичность и надежность. Детали подтвердили свои прочностные характеристики. И только после этого в 1971 году двигатель получил Знак качества Советского Союза», — отметил ведущий инженер-конструктор КБ двигателей малой мощности управления главного конструктора Сергей Севиздрал.
Переживали взлеты и падения вместе. Работники завода рассказали, как с годами менялся ММЗ
Награда, за которую пришлось сражаться не один год, открывала большие экономические перспективы для предприятия. Но вскоре минским конструкторам снова пришлось отстаивать честь и даже будущее своего предприятия. Момент «икс» наступил, когда более мощному преемнику МТЗ-50 — трактору МТЗ-80 — потребовался и более мощный двигатель. Предпочтение власти решили отдать владимирскому заводу, а минчанам велели прекратить разработки. Однако белорусы решили продолжить работу. В результате на полевые испытания в различных климатических зонах вышли два трактора: и владимирский, и минский. Лучшим оказался мотор ММЗ.
Первые трудности
В 1980-х при проектной мощности 140 тыс. двигателей в год на заводе сумели собрать почти 160 тыс. моторов. Но срывы в поставках комплектующих, скачки цен и инфляция подсказывали: экономическая ситуация в стране начинает рушиться.
«Когда я пришел на завод в 1984 году, то был абсолютно уверен в нерушимости предприятия, страны и всех устоев, которые тогда существовали как в экономическом отношении, так и в общечеловеческом. Даже мысли в голове не было, что пройдет всего лишь каких-то 6 лет — и перестанет существовать такая великая держава, как Советский Союз. В те годы мне казалось, что моя жизнь по крайней мере лет на 15 расписана. Но потом — 1990-е годы, развал Советского Союза. И тут мы уже стали понимать, что может случиться все, что угодно. Завод могут закрыть, завод может быть акционирован, продан, перепродан. И угроза такая была. Такая конкуренция никому не нужна, — вспоминает начальник бюро подготовки производства отдела главного технолога Александр Логинов. — Хорошо, что этого не случилось, потому что иначе завод перестал бы просто существовать. И вот эти 6 тысяч человек, которые здесь работали тогда, просто оказались бы на улице. И я рад тому, что этого не случилось».
Почему Лукашенко решил поддержать промышленных гигантов
Придя к власти в 1994 году, Александр Лукашенко действительно оказался перед выбором: что делать с промышленными гигантами и крупными сельскохозяйственными комплексами, которые после разрыва экономических цепочек с другими постсоветскими республиками оказались на грани выживания? Президента убеждали, что Беларуси, небольшой республике, не нужны такие огромные предприятия. Предлагалось сделать ставку на небольшие мобильные производства: мол, мир идет таким путем. Многие страны, в том числе наши соседи, все пускали под нож, а лучшее продавали.
«Вы помните обстановку в 1994 году после президентских выборов. Почему я говорю, что было трудно определиться, — потому что хаоса было столько, столько было нерешенных вопросов и проблем. На полках в магазинах ничего не было, они были пустыми. И надо было спасать народ, спасать страну. А здесь на повестке дня стал вопрос наших крупных производств, гигантов. Но через три месяца я приехал на моторный завод, и, уже поговорив с людьми в то время, когда мы здесь делали один только тип двигателей, тогда я уже здесь увидел, что мы выстоим. И тогда же, в середине 1990-х, мы с вами приняли решение, что крупному производству в Беларуси быть. Мы толкнули все наше производство, оно заработало», — напомнил глава государства в 2005 году во время посещения моторного завода.
Как показала практика, сохранение локомотивов белорусской экономики, в том числе ММЗ, было правильным решением. А что произошло в других странах? Фактически был уничтожен тракторный завод в Харькове. Конкурент ММЗ — Владимирский моторо-тракторный завод — тоже прекратил свое существование. Алтайский моторный завод не выпускает двигатели из-за остановки поставок немецких комплектующих. А часть его площадей и вовсе когда-то отдали под торговый комплекс. С карты Вильнюса уже давно исчезло самое крупное производство — Завод топливной аппаратуры. А ведь в советские годы здесь работали 10 тыс. человек, это был целый город-фабрика.
О чем заявил Лукашенко во время посещения моторного завода в 1994 году
Сергей Севиздрал вспоминает первый визит Президента Беларуси на Минский моторный завод в 1994 году: готовились все — от уборщиков до директора.
«У нас, конструкторов, была задача показать то, что у нас было, и то, что у нас сегодня есть, и то, что мы планируем на будущее, — какие-то опытные образцы. Была сделана выставка, которую Президент посетил. Кроме выставки, он был в цехах, беседовал с работниками завода. Конечно, все волновались, все ждали, но посещение прошло успешно. Президент, в общем-то, был доволен нашим предприятием, поставил определенные задачи, в том числе одной из задач было производство шестицилиндровых двигателей. И со следующего года мы начали их выпускать», — рассказал ведущий инженер-конструктор.
Начало 1990-х было сложным не только для Минского моторного завода, но и для всей страны. Рабочие выходили на улицы — бастовать. Однако, побывав на предприятии в сентябре 1994 года, Александр Лукашенко написал в книге отзывов и предложений: «Впервые почувствовал за последнее время: прорвемся!»
Завод не только выжил в непростых экономических условиях, но и за 10 лет увеличил промышленное производство двигателей в четыре раза. К 2005 году здесь уже стали выпускать 24 вида моторов, в то время как в 1994-м производилась всего лишь одна модификация мощностью 80 лошадиных сил.
«Будучи страной, где производятся тракторы, кормоуборочная и зерноуборочная техника, мы не можем двигатели покупать за рубежом и тем самым допустить, чтобы эта значительная часть нашей экономики была зависима от импорта», — подчеркивал Александр Лукашенко.
Спустя несколько лет белорусские предприятия снова оказались под ударом: в 2008 году мир столкнулся с глобальным финансово-экономическим кризисом. Затронул он и белорусскую экономику, поскольку практически вся она ориентирована на экспорт. Президент направился на предприятия, чтобы узнать на практике, как работают производственники в этих условиях и где можно найти дополнительные резервы.
«Что я вижу на моторном заводе (вы спрашиваете, доволен или недоволен). Когда я сюда приезжал, я всегда ставил задачу: вот такой двигатель надо, вот такой, такой, такой. И они молодцы, коллектив очень сильно поработал: они вышли на Евро-5. Это большой задел, перспектива. Евро-5! Мы «три» стонали-плакали, «четыре» не представляли, а они уже сделали Евро-5. Конечно, молодцы. Нам в этот период очень важно, сохранив себя, сохранив производства, в то время как, мы уже видим, опустили все руки, эти ниши на рынке занять. Вот в чем главная наша задача. И мы будем значительно лучше и богаче. Сильнейший из этого кризиса выйдет еще сильнее», — заявил глава государства в феврале 2009 года на ММЗ.
Почему Лукашенко «цепляется» за советское
Сегодня холдинг «Минский моторный завод» — одна из крупнейших промышленных компаний Беларуси, ведущий производитель двигателей в СНГ. С его конвейеров сходят дизельные, газодизельные и газопоршневые моторы, дизель-генераторные, стационарные и передвижные компрессорные станции, спецтехника. Только представьте: за 60 лет произведено более 5 млн двигателей, разработано свыше 2 тыс. модификаций.
В начале этого года на совещании по совершенствованию качества Александр Лукашенко пояснил, почему «цепляется» за советское время.
Лукашенко: контроль качества белорусских товаров и услуг будет поставлен на более высокий уровень
«Если бы не было того советского времени, не было бы самых современных и новых образцов. Загубить все — проще, но на базе чего мы бы создавали новые, прогрессивные образцы? Этой базы бы не было. Умные люди сохраняют и развивают все то, что накоплено прежними поколениями. Мы это сделали. Пережив разруху 90-х, нам непросто было сберечь созданные трудом советских людей стандарты качества, но мы это смогли сделать. Люди в такой переплет попали, что деваться просто было некуда. Выкарабкались. Сегодня создаем самые современные образцы техники. Но говорю откровенно: качества еще не хватает. В спину дышат наши конкуренты», — обратил внимание Президент.
Почему в Беларуси учредили Знак качества
Возобновить хорошую советскую традицию — присвоение Государственного знака качества — в Беларуси решили не просто так. «Если мы подтянемся с качеством своей продукции, то в мире будем незаменимы», — объяснял Александр Лукашенко.
Минский моторный завод, например, планирует номинировать на Знак качества малолитражный трехцилиндровый двигатель 3LD. Почему именно его?
«Должен быть уникальный, безукоризненный товар». Лукашенко о главном требовании к соискателям на Знак качества
«Это новинка, которая вошла в нашу линейку очень уверенно. Начиная с 2014 года она набирала обороты и на данный момент заняла места среди европейских изготовителей малолитражных двигателей. И дефектность среди этих двигателей минимальная. То есть это надежный двигатель, он зарекомендовал себя очень хорошо. Он приобрел большую известность и в Российской Федерации. Ставится на погрузчики, маленькие тракторы, дорожную технику. С каждым днем, с каждым месяцем мы увеличиваем производство этих двигателей, он набирает обороты, — рассказал заместитель генерального директора — директор по качеству продукции и техническому сервису Иван Бакун. — Президент сказал, что продукция Беларуси должна четко войти на мировой рынок. А чтобы войти на мировой рынок, мы должны четко знать, что наша продукция лучшая в мире. Мало того, что она лучшая. Сопровождение у нее тоже должно быть соответствующее. То есть качество и сервис, которые мы хотим предоставить нашему потребителю, должны быть лучшие. Лучшие во всех отношениях».
Замгендиректора ММЗ о качестве продукции: нужно реагировать на минимальные замечания потребителей
Что сегодня разрабатывают на Минском моторном заводе
Как и 60 лет назад, Минский моторный завод снова готов идти на рекорды. В 2020 году здесь решили разработать супермощный 16-цилиндровый мотор. На предприятии создали новое бюро, и конструкторы приступили к работе. Если учитывать, что на разработку нового двигателя в среднем уходит пять лет, то, получается, в скором времени уже можно ожидать новинку.
Такого монстра в Беларуси еще не было. Опытный образец обещают изготовить на ММЗ в 2025 году
«Задача была какая? Закрыть потребности отечественного тяжелого машиностроения. Это в первую очередь карьерные самосвалы грузоподъемностью от 220 до 290 тонн. В перспективе еще и 360 тонн. Проделана большая работа. На сегодняшний день разработан полный комплект конструкторской документации и уже изготовлено большое количество заготовок, приступили к этапу обработки этих заготовок, изготовлению деталей. Ориентировочно мы рассчитываем, что к 2025 году у нас будет полностью собран готовый образец для того, чтобы можно было уже получать какие-то результаты испытаний и понимать, что нам делать дальше с этим двигателем. Потому что, повторюсь, это очень сложный процесс. То, что мы как конструкторы можем придумать, — это одно, а то, что потом получится по факту, — это другое», — пояснил начальник конструкторского бюро двигателей специального назначения управления главного конструктора Александр Никишев.
Для испытаний двигателя на заводе построили специальный бокс. Мощность моторов, которые могут испытываться на этом оборудовании, достигает практически 5,5 тыс. лошадиных сил. Подобные разработки в Беларуси еще не производились, и это оборудование уникальное. Рабочий объем V16 почти в девять раз превышает объем самого мощного серийно выпускаемого двигателя ММЗ и почти в 40 раз — двигателя среднестатистического легкового автомобиля.
«Это будет большой двигатель сам по себе. То есть его длина больше трех метров, а высота больше двух метров. Ширина больше двух метров. Это очень большой в нашем обычном представлении. Беларусь никогда не разрабатывала таких больших двигателей, а сейчас мы создаем такой продукт, вот такого монстра», — добавил Александр Никишев.
Минскому моторному заводу есть чем гордиться. Сегодня его продукция присутствует на пяти континентах. Техника с двигателями ММЗ работает в более чем 120 странах.
«В своей маркетинговой деятельности предприятие осуществляет наращивание объемов поставок продукции на уже существующие рынки сбыта. Для нас сегодня это рынок Российской Федерации, Казахстана, Грузии, Узбекистана, Молдовы и многих других стран. Также немало внимания мы уделяем и завоеванию новых рынков сбыта. Приоритетными являются страны Азии и Африки. Дальше, конечно же, больше. Больше новых продуктов, больше новой техники с нашими двигателями, новые рынки, новые страны и новые горизонты», — отметила начальник управления маркетинговых исследований и продвижения продукции Анна Кодымова.
Белорусы гордятся своими качественными товарами, но чтобы оставаться в тренде и конкурировать с лучшими мировыми образцами, стоит немножко добавить. «Надо подниматься на ступень выше, а может быть, и на две», — подчеркивает Александр Лукашенко. И с этим не поспоришь.-0-
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.
Скриншоты видео