Сила – в команде, считает директор Октябрьской районной гимназии Андрей Кадол

Вопрос-ответ Опрос

Несколько месяцев назад Октябрьскую районную гимназию возглавил Андрей Васильевич Кадол. Учитель истории с педагогическим стажем почти в четверть века, учитель, который интересно, увлекательно и доступно передает свои знания ученикам, учит мыслить, размышлять, воспитывает патриотов своей страны, учитель, который подготовил целую плеяду победителей различных конкурсов и предметных олимпиад, учитель, которого любят учащиеся, уважают родители и со словами благодарности вспоминают выпускники.

Сегодня Андрей Васильевич гость нашего проекта «Интересный собеседник».

– Андрей Васильевич, расскажите, как Вы стали педагогом?

– В детстве я мечтал стать доктором. Думал, что мое истинное призвание – медицина. Но всегда очень любил уроки истории. Когда в школе в конце августа получали книги, то до начала учебного года я прочитывал уже все учебники по истории. К 11 классу надо было определяться с будущей профессией, и я все-таки решил стать учителем истории. И вот в 1995 году я стал студентом исторического факультета педагогического университета имени Максима Танка по специальности «история и социально-политические дисциплины». На пятом курсе, в 1999 году, уже начал работать в столичной школе №55 учителем истории. Там трудился мой однокурсник, и когда появилась вакансия, предложил мне ее занять. Я с удовольствием согласился. Ведь учеба в университете – это теория, а хотелось попробовать себя на практике. Преподавал историю в 5-6 классах. У меня было четыре пятых класса и восемь шестых. Было интересно работать с ребятами, приобрел первый педагогический опыт. Затем вернулся домой. Два года работал в Краснослободской школе и по совместительству в средней школе №3 в городском поселке. В 2002 году полностью перешел в третью школу. Многому научился у Василия Герасимовича Железнова, которого потом сменил. Был и классным руководителем. У меня получилось два выпуска – в 2007 и в 2014 году. Со всеми ребятами мы жили большой дружной семьей. А в 2014 году стал заместителем по учебной работе.

БЛИЦ-ОПРОС

Ваш жизненный девиз
Чтобы достичь цели, нужно прежде всего к ней идти.
Любимая цитата
Крылатая фраза принадлежит политическому деятелю Китая, инициатору и идеологу реформ в конце 70-х – начале 80-х годов 20 века Дэн Сяопину: «Не имеет значения, какого цвета кошка, черного или белого, лишь бы она ловила мышей».
Самое красивое место, в котором Вам довелось побывать
Парк интерактивной средневековой истории «Великое княжество Сула», которое находится недалеко от Минска в Столбцовском районе.
Любимое занятие (хобби)
Огород. Очень люблю работу на грядках: садить, полоть, поливать. Отдыхаю там душой.
Лучшее воспоминание из детства
Отдых в Артеке на международной смене в июле 1990 года.
Какое ежегодное школьное мероприятие у Вас самое любимое?
Трудно сказать. Много любимых. Скорее всего – выпускной. Это своеобразное подведение итогов учебного года.
Основные качества, которые Вы цените в людях
Порядочность, честность, открытость.
Как считаете, какая самая лучшая черта характера у Вас?
Думаю, ответственность и уравновешенность.
Ваша мечта
У меня нет какой-то далекой мечты. Живем сегодня и сейчас. Есть определенные планы на близкую и дальнюю перспективу, при достижении которых ставятся новые цели. В условиях современной международной ситуации, наверное, главная мечта – сохранение мира.
Вы считаете себя счастливым человеком?
Да. У меня есть замечательная семья, любимая работа, родители, коллеги и друзья. А не это ли основные составляющие счастья?

– Совсем недавно Вы возглавили районную гимназию. Как чувствуете себя в роли директора? Изменилась ли Ваша жизнь?

– Не сразу согласился на такую высокую должность. Никогда не ставил цели стать директором. Ведь это ответственность, это много направлений работы, которые не характерны ни для учителя, ни для заместителя директора. Но только при поддержке коллектива я решился на такой ответственный в моей жизни шаг. Со многими педагогами мы работаем не один десяток лет, понимаем друг друга с полуслова. За спиной у руководителя должна быть крепкая и дружная команда единомышленников: администраторов, педагогов. И такая команда в нашем учреждении есть.

Руководить гимназией трудно и очень ответственно. От учреждений такого типа ожидают более высоких результатов и в олимпиадном движении, и в исследовательской деятельности учащихся, и в централизованном тестировании. Директор должен создать все условия для эффективного образовательного процесса, позаботиться о благоприятной психологической атмосфере.

Да, жизнь моя с новой должностью изменилась. Стал меньше бывать дома, больше – в гимназии. Рабочий день начинается с 8 часов, и порой заканчивается поздно вечером. Семья меня понимает, поддерживает. А имея надежный тыл, можно много внимания уделить работе.

– Расскажите об учреждении образования, которым руководите.

– В гимназии работает 32 педагога, большинство из которых имеет стаж более 20 лет. Все учителя с высшим образованием. 28 педагогов с высшей категорией, 2 – с первой и 2 молодых специалиста. В 2024/2025 учебном году планируем обучать 325 учащихся, это уровень прошлого года. Нет текучести кадров. Коллектив работает слаженно и дружно.
Ведущее направление деятельности гимназии, как, впрочем, и всех учреждений образования страны, – духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовка его к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук. Наши педагоги ставят перед собой цель сформировать разносторонне развитую, социально активную и творческую личность гражданина нашего государства.

Гимназия является опорным учреждением образования в районе по таким направлениям, как создание условий для развития личности учащихся, работа с высокомотивированными и одаренными учащимися, внедрение информационных технологий в образовательный процесс, совершенствование физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учащимися. Гимназия также является опорным учреждением по таким видам спорта, как зимнее и летнее многоборье «Защитник Отечества», легкая атлетика. На базе учреждения функционирует районный центр по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности, районный инженерно-технический центр, обеспеченный комплектом учебного оборудования, в состав которого входит 3D-принтер, интерактивная сенсорная система, робототехнический конструктор и другое оборудование. Ребята средних классов с удовольствием занимаются робототехникой в объединении по интересам. В новом учебном году в этом направлении откроется факультатив. В планах – создание межшкольного факультатива.

– Как вы считаете, каким направлениям работы сегодня необходимо уделять наибольшее внимание для успешного развития учреждения?

– Эффективность работы каждого учреждения определяется рядом критериев и показателей. Среди главных я бы выделил результативность выступления учащихся на централизованном экзамене и централизованном тестировании, результативность участия в областной и республиканской олимпиадах по учебным предметам, научно-практической конференции «Поиск», предметных областных конкурсах, фестивалях, результативность воспитательной работы, победы в спортивных соревнованиях. Вот этим направлениям будем уделять особое внимание.

Хочу сказать, что в рейтинге гимназий области Октябрьская районная гимназия по итогам 2023/2024 учебного года занимает 14 место из 34 учреждений такого же типа. Нам есть к чему стремиться и над чем работать. Мы знаем свои слабые стороны и будем стараться их исправлять.

– В копилке гимназии много побед различного уровня. Из чего складывается успех, как достигаются такие высокие результаты?

– Успех имеет несколько составляющих. Во-первых, это труд педагогов. Результаты деятельности – в олимпиадном движении, исследовательском направлении, конкурсах профессионального мастерства и других напрямую зависят от профессионализма педагогов. Второе – мотивированный ученик, который стремится узнавать новое, трудолюбив и целеустремлен. Третья составляющая – поддержка родителей. Многие ребята обладают определенными способностями и талантами, но некоторые родители не хотят, чтобы их дети занимались лишней работой.

Вот это основные слагаемые успеха – учитель-профессионал, мотивированный ученик, понимающие родители. И, конечно же, важна материально-техническая база. В нашем учреждении она достаточно крепкая: мы обеспечены компьютерной техникой, ноутбуками, интерактивными панелями, принтерами.

Хочу еще добавить, что в гимназии за успехи поощряются и дети, и их родители. Ученикам вручаем благодарственные письма и премии, родителям на место работы отправляются также благодарственные письма за достойное воспитание детей.

– В педагогике Вы уже немало лет. Отличаются ли дети, с которыми Вы работали в начале педагогической деятельности, от нынешних?

– Любое новое поколение несколько отличается от предыдущего. Изменяется мир вокруг, меняются и люди. Молодежь всегда привносит в жизнь что-то новое, непривычное. Дети теперь более быстро воспринимают информацию, более подвижны, эрудированы. Они больше живут в виртуальном мире, зависят от гаджетов. Рано знакомятся с современными цифровыми технологиями, мобильной связью, интернетом и социальными медиа. Они – дети своего времени. Нельзя сказать, что это плохо, но все должно быть в меру. И в мяч погонять надо, и родителям по дому помочь необходимо. И, конечно, многое зависит от нас, взрослых, педагогов и родителей, какие ценности мы заложим в сердца и души своих детей.

– Несколько лет назад изменились правила приема в гимназии. Расскажите, как происходит зачисление в Октябрьскую районную гимназию.

– Чтобы влиться в ряды учащихся гимназии 10-х и 11-х классов, претендентам придется выдержать конкурс среднего балла итоговой аттестации за базовую школу по учебным предметам, которые в гимназии изучаются на повышенном уровне. В нынешнем году это русский язык и история Беларуси. Шанс на зачисление есть у тех ребят, кто по профильным предметам имеет балл не ниже 7 и средний балл свидетельства об общем базовом образовании также не ниже 7. Вне конкурса при поступлении зачисляются победители (дипломы I, II или III степени) заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, проведенной Министерством образования в учебном году, который завершается в год приема зачисления.

Зачисление в гимназию осуществляется на основании заявления лица, изъявившего желание участвовать в конкурсе, и с согласия одного из его законных представителей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем. Заявление подается в приемную комиссию гимназии в период с 12 июня по 17 августа.

– Спасибо большое, Андрей Васильевич, за беседу. Успехов, свершений и новых побед желаем педагогам и учащимся гимназии!

Елена СТАРИНОВИЧ.
Фото автора.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *