Обстановка в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на территории Республики Беларусь в настоящее время во многом связана с использованием глобальной сети Интернет в качестве специфического канала наркоторговли.
Особую опасность представляет тот факт, что возможности анонимного приобретения психоактивных веществ с использованием телекоммуникационных устройств в сети доступны широким массам населения. Причины повышенного интереса наркопреступности к киберпространству Интернета вполне понятны: в этой среде есть особые условия не только для обеспечения конспиративной коммуникации поставщиков и потребителей наркотических средств, но и для систематического решения иных масштабных криминальных задач, таких, например, как координация деятельности транснациональных преступных формирований и реализация эффективных схем «отмывания денег».
Широкие возможности анонимного приобретения психоактивных средств с использованием телекоммуникационных устройств в сети, а также участия в сбыте наркотиков получают дети и подростки.
В настоящее время стандартные приемы профилактики становятся малоэффективными, т.к. мы имеем дело со своеобразной молодежной субкультурой, тесно связанной с виртуальным пространством и дистанционным общением. Деятельность и развитие такого интернет сообщества со временем создало благоприятные условия для зарождения некой сетевой среды, где индивиды могут пользоваться средствами общения, вести определенную трудовую деятельность, приобретать и продавать товары и услуги, обучаться, пользоваться развлекательными сервисами.
Этим обстоятельством и пользуются хозяева интернет-магазинов по продаже наркотических средств и психотропных веществ, набирая новых закладчиков и курьеров из числа несовершеннолетних. Они предлагают не только с виду хорошо оплачиваемую работу, не требующую больших физических и временных затрат, но и связанную с использованием привычных гаджетов и Интернета, дающих ложное чувство безопасности и застрахованности от задержания и привлечения к уголовной ответственности.
Соответственно и профилактика должны быть на всех уровнях, не только в виде бесед о недопустимости противоправного поведения, жесткости наказания или вреде употребления наркотиков. Необходимо обращать внимание на ряд вроде бы безобидных признаков, которые свидетельствуют о возможном приближении беды.
Так, первые предложения о трудоустройстве проходят в основном в социальных сетях и мессенджерах путем рассылки сообщений о высокооплачиваемой работе. Также существует система, работающая по принципу финансовой пирамиды, кода за каждого вновь приведенного работника нашедшему полагается денежная премия. В данном случае вербовщиками выступают уже сами дети и подростки.
После получения согласия дальнейшее общение проходит в одном из мессенджеров, чаще всего в Telegram, здесь же происходит обучение методам конспирации и основным приемам работы. В дальнейшем у потенциального работника выясняется, в каком регионе он готов работать, обсуждается заработная плата, условия и варианты ее выплаты.
После этого будущий закладчик либо вносит залог за получаемый наркотик (ранее оговоренное количество психотропного вещества), либо получает его в долг, предоставляя полную копию своего паспорта.
Иногда в качестве проверок либо возможности получения заработка, администраторы интернет-магазинов предлагают несовершеннолетним попробовать себя в качестве «трафаретчиков». Трафаретчики – лица, которые работают на Интернет-магазин по сбыту наркотических средств и психотропных веществ. Чаще в ночное время суток при помощи трафарета и аэрозольного баллончика наносят надписи на стенах зданий, остановках, на которых указан аккаунт Интернет-магазина по продаже наркотиков, либо предложение о работе на наркомагазин. За такую работу трафаретчики от работника Интернет-магазина получают денежное вознаграждение в зависимости от количества нанесенных надписей.
В наркобизнесе привлекают все большее количество несовершеннолетних, которых используют для решения проблем силовыми методами. Так появилось еще одно понятие в наркобизнесе — «спортики».
«Спортики» – рабочие Интернет-магазинов по продаже наркотиков, которые по указанию своих кураторов разбираются с обманувшими магазин лицами (закладчиками, трафаретчиками и курьерами) с помощью физической расправы. «Спортики» избивают, стригут и сжигают верхнюю одежду провинившихся перед администратором. Все это снимают на камеру мобильных телефонов, а далее запись предоставляют для отчета администраторам наркомаркетов.
Таким образом, изначально (это как своеобразная первая линия обороны), необходимо принимать меры к отслеживанию активности несовершеннолетних в сети. С кем они переписываются, что ищут с помощью поисковых систем. Это можно делать как путем непосредственного доступа к телефонному аппарату с ведома ребенка, так установлением одной из программ родительского контроля, большое количество таких приложений совершенно бесплатно и находится в свободном доступе для скачивания.
Дело в том, что большинство используемого наркосбытчиками программного обеспечения имеет специфические функции и не используется рядовыми законопослушными пользователями.
Так наркосбытчики активно используют наборы различных криптографических мессенджеров (VIPole, Telegram, Xabber, Wickr, WeChat, Signal), VPN-сервисы (виртуальные частные сети), анонимные браузеры, выделенные сервера, также ресурсы (фотохостинги, файлообменники) для хранения фотографий с изображениями расположения наркотиков.
В целях сохранения анонимности и скрытости противоправной деятельности стал приобретать популярность анонимный браузер TOR, «луковый роутер», работающий в теневом сегменте Интернета (DarkNet) и позволяющий пользователям не быть замеченными и уязвимыми. Это система прокси-серверов, позволяющая устанавливать анонимное сетевое соединение. Суть работы данного браузера заключается в том, что он позволяет гражданам посещать сайты, заблокированные на территории страны проживания, путем замены IP адреса, оставаясь при этом незамеченными.
Даркнет – это самый закрытый отдел мировой паутины (своеобразная, глубинная, не видная обычному глазу часть айсберга, причем, как и в случае с айсбергом гораздо более массивная), куда не заходят даже поисковые роботы. Обычный интернет-пользователь тоже вряд ли попадет сюда случайно, хотя тот, кому сюда по-настоящему нужно, попадет, куда ему необходимо без особого труда. Чем больше развивается интернет-цензура, тем более даркнет становится востребованным и тем более удобными становятся инструменты для работы с ним. И если во всем остальном интернете владельцы сайтов пытаются повысить рейтинг сайта и увеличить его посещаемость, то вот в темном сегменте стараются сделать сайт как можно менее заметным для рядовых сторонних пользователей, и, естественно, для органов правопорядка. Для этого используется шифрование, специальное программное обеспечение, а также нестандартные доменные имена и протоколы. Так вот, для того чтобы попасть в даркнет, необходимо использовать браузер TOR. Это своеобразный теневой аналог используемых всеми стандартных браузеров операционной системы и поисковиков. Ключевой момент здесь состоит в том, что при его использовании резко теряется скорость интернет-соединения, это обусловлено его техническими особенностями функционирования. Поэтому в обычной повседневной деятельности он и не используется, а применяется только для выхода в даркнет и соблюдения мер конспирации. Нахождение подобной программы на компьютере или телефоне ребенка прямой сигнал о том, что он уже втянут во что-то противозаконное или, это вот-вот случится.
Итак, технология ТОР позволяет заходить на сайты и скачивать что-то из сети, не оставляя после себя никаких следов.
Это же относится к использованию для подключения к различным интернет-ресурсам прокси-серверов это (комплекс программ) в компьютерных сетях, позволяющий клиентам выполнять косвенные запросы к другим сетевым службам, и VPN (англ. Virtual Private Network — виртуальная частная сеть) — обобщённое название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений (логическую сеть) поверх другой сети (например, Интернет). Данные приложения позволяют обходить запреты на посещение определенных сайтов. Например, нами постоянно ведется работа по отслеживанию сайтов пронаркотической направленности и блокировке доступа к ним с территории Республики Беларусь. А при помощи VPN или прокси данная блокировка удачно обходится.
Повторюсь, в обычной жизни вышеуказанные приложения (за исключением мессенджеров Viber и Telegram) как правило гражданами не используются. Они достаточно специфические и основная их цель — скрыть свое истинное местонахождение в сети.
Если у ребенка вдруг в телефоне появились приложения, позволяющие определять GPS-координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги), стоит уделить этому пристальное внимание, т.к. данное программное обеспечение на 90% используется исключительно сбытчиками наркотиков. Согласитесь, что никто в обычной жизни не будет накладывать координаты с указанием широты, долготы, высоты над уровнем моря и погрешности на фотографию понравившегося пейзажа или живописного дерева.
Итак, как уже было сказано, использование программ для посещения даркнета, набора мессенджеров, особенно содержащих чаты в закрытых группах, приложений для определения GPC-координат специального обеспечения для скрытия истинных IР-адресов совершенно не нужно для обычного общения и эксплуатации смартфонов или персональных компьютеров. Их появление свидетельствует о вовлечении ребенка в противоправную деятельность.
Что касается обычного сайта наркоторговцев, то он выглядит как классический форум. Много веток, содержащих разнообразный контент, с возможностью комментариев и вывод удачных высказываний в отдельную ветку.
Теперь перейдем к главной составляющей любой работы, легальной или нет. Собственно говоря, это ее оплата.
В настоящее время использование электронных кошельков при организации сбыта наркотиков становится менее актуальным в связи с тем, что финансовая составляющая наркобизнеса в основном переориентировалась на криптовалюту, которая не имеет физического выражения, ее эмиссию никто не регулирует и не контролирует. Криптовалюта выпускается непосредственно в сети и никак не связана ни с какой-либо обычной валютой, ни с любой государственной валютной системой. Все операции с криптовалютой фактически обезличены. Но, образно говоря, сладостей за криптовалюту не купишь, ее надо менять, а это тоже делается в виртуальном пространстве. Отсюда возникает необходимость в банковских картах.
Также отдельными крупными магазинами для выплаты заработной платы в настоящее время используются обычные банковские платежные карты, в том числе и оформленные на имя учащихся карты. Однако, наркодилерами могут выдаваться закладчикам и карты, оформленные на подставных лиц, в том числе и иностранных банков (как правило российских).
Также необходимо обращать внимание на попытки регистрации на криптообменных площадках, использовании электронных денег, неизвестных Вам сим-карт, банковских платежных карт и т.д.
Александр Кучвальский, заместитель начальника
Октябрьского РОВД по ИРиКО