Длина экватора нашей планеты примерно 40 тысяч километров. Про героиню этого материала можно смело сказать, что она обошла весь земной шар. Звучит громко? Зато правда! Анастасия Яцевич — один из лидеров белорусской сборной по спортивной ходьбе, более 20 лет в профессии! Участница двух Олимпиад, многократная чемпионка Беларуси. Пару лет назад она думала над завершением карьеры, но после новости, что в мае 2020-го Минск впервые примет командный чемпионат мира по спортивной ходьбе, осталась. Осталась, чтобы выиграть…
Вашему вниманию интервью Екатерины Лихошапко для журнала «СПОРТTIME«, а яркие фотоснимки от Марии Кождан.
«Возможности стать не спортсменкой у меня не было»
Родиться в семье тренера по легкой атлетике — это все равно, что заранее подписать контракт со спортом. Именно так было у Анастасии Яцевич. Она появилась на свет в Омске, где папа оканчивал педагогический вуз. Чуть позже семья переехала на родину отца — городской поселок Октябрьский, что в Гомельской области. Именно там и началось становление Яцевич как спортсменки. Правда, не сразу в ходьбе.
— Так или иначе, все детство проходило где-то рядом со стадионом. Изначально я занималась всеми видами легкой атлетики. Даже на лыжах каталась. В ходьбу, можно сказать, попала случайно. Однажды мы ехали в Гомель на соревнования, и в заявке у скороходов (спортсменов, занимающихся спортивной ходьбой. — СТ.) было мало человек. Папа мне тогда сказал: «Настя, переключаемся на ходьбу! В следующий раз будешь готовиться к этому виду». У меня не особо получалось в других дисциплинах легкой атлетики, поэтому отца послушала. Практически с первых же соревнований пошли результаты. Сразу дали медаль, грамоту. Мне, как ребенку, это было очень важно и приятно. И интерес сразу появился. Помню, заявила папе: «Все, буду ходить ходьбой!» Мне тогда 14 лет было. Сейчас 34. Получается, вот уже 20 лет хожу (смеется). Папа очень рад за меня. Он ведь тоже хотел стать спортсменом, но у него не все получилось. Можно сказать, я — нереализованная мечта отца.
Несмотря на то, что малой родиной спортсменки считается Гомельская область, выступает Анастасия за брестский регион. Именно в городе над Бугом она в 2002-м окончила училище олимпийского резерва. Спустя годы активных тренировок переехала в Минск, сбылась маленькая мечта: попала в сборную. Первый международный старт в новом статусе — молодежный чемпионат Европы. Тогда 20 км Настя прошла за 1 час 40 минут и 43 секунды. Для сравнения, сейчас ее лучший показатель на этой дистанции — 1:29.30.
— На самом деле, конституцию моего тела можно назвать «ходовой» (смеется). У нас же в основном все маленького роста. Я, например, 158 сантиметров. Это длинноногие через барьеры прыгают, марафоны бегут. В нашем виде спорта очень важна частота шага, семенящая ходьба. Например, в спринте мне тяжело разогнаться, потому что таз узкий, маленькое бедро, а там со старта должна быть взрывная мощь. А в ходьбе, чем ты условно «мельче», тем лучше. Сейчас мой вес колеблется от 46 до 48 килограмм. За столькие годы организм уже привык к нагрузкам, поэтому вес до и после гонки практически не меняется. За калориями особо не слежу. Для нас более важно ориентироваться на ощущения организма. Как он реагирует на ту или иную пищу. Например, когда идем «двадцатку», то там все обходятся без питания. А вот на полтиннике еда, вода — обязательное условие любых стартов. Правда, я не из тех, кто по ходу гонки подкрепляется. На дистанции пью изотоник, чтобы не допустить углеводного голодания, не довести дело до головокружения. Таким образом восполняю минеральные вещества в организме. После 50 км, как может показаться, никто не набрасывается на еду. Банально не хочется. Думаешь только о воде. Хотя восполнить потерю калорий надо. За такую дистанцию с моим ростом и весом где-то 2500 килокалорий теряю. Однажды после каких-то соревнований из-за усталости я уснула, и врач будил меня, просил встать и просто пойти поесть.
«Полтинник — это 30 километров ты идешь, а 20 терпишь»
К слову, о дистанциях. На Олимпиаде мужчины идут 20 и 50 км, а женщины — только 20. На чемпионатах мира и Европы спортсменки тоже могут идти 50. Полтинник называют «взрослой» дисциплиной. Ведь нужна осознанность и здравый подход. Неудивительно, что именно на пятидесятке в топах взрослые и опытные спортсмены. Например, в этом году в мае на Кубке Европы в Литве Яцевич показала личный лучший результат на этой дистанции: 4:16:39.
— Очень долго я ходила 20 километров, но сейчас больше нравится полтинник. Это более мягкая, «умная» дистанция. В ней нет рывков. И случайных людей. Конечно, в первый раз мне было очень страшно идти эту дистанцию. Я просто не знала, как это сделать. Если взять двадцатку, то там все понятно: 10 идешь, 10 терпишь. Тогда тренер мне объяснил: «Полтинник — это 30 ты идешь, а 20 терпишь» (смеется). На самом деле, ощущения после 50 км можно сравнить с родовым процессом. Когда женщина сразу после появления ребенка зарекается: «Ой, все, больше рожать никогда не буду», так и я каждый раз себе после 50 км говорю: «Все! Больше столько не пойду!» (Смеется.) После 50 км организм более месяца восстанавливается. Это очень долгий процесс. Нужно, чтобы в норму пришли кровяные сосуды, мышечная ткань, митохондрии. Даже если ты профессиональный спортсмен, но на такой дистанции организм все равно тратит запасные ресурсы. Поэтому около 5 недель тренируемся в легком режиме, чтобы возобновить полноценные нагрузки. О чем думаю, когда иду 50 км? Нет каких-то посторонних мыслей. У меня в голове расчеты собственного темпа, тактика обгона. Самые трудные обычно последние 5 км. Про них у нас говорят: «Последняя пятерка — это когда все сделано и осталось только потерпеть».
«Мой ежедневный минимум — 25 км»
Про то самое «потерпеть» и невероятную силу воли знает все главный тренер нашей национальной команды по спортивной ходьбе Виктор Гинько. Именно уроженцу Могилевской области принадлежит высшее мировое достижение на дистанции 100 километров. Более 8 часов понадобилось атлету, чтобы преодолеть такое расстояние. Поэтому в запасе выносливости спортсменов данного вида легкой атлетики сомневаться не приходится.
— Еще в институте нам рассказывали, что легче всего развить гибкость, потом идет скорость, а вот выносливость — это годы тренировок, годы пахоты. Например, сейчас мой ежедневный минимум — это 25 км. Конечно, за время спортивной карьеры как-то был момент, когда пришла к тренеру и сказала: «Все, завязываю», а он мне: «Да, Настя, иди шнурки на кроссовках завязывай!»
«Надеюсь, что успокоюсь после Токио»
Первая Олимпиада в жизни Анастасии случилась в 2012-м, в Лондоне. Так совпало, что ее разместили в квартире, из которой как раз выселялась уже двукратная вице-чемпионка Игр Александра Герасименя. Правда, медальный успех Яцевич повторить не смогла: лишь 48-е итоговое место. В 2016-м в Рио Анастасия практически на 3 минуты улучшает результат предыдущего главного старта четырехлетия и становится 17-й в итоговом протоколе. Мы связываемся со спортсменкой в декабре 2019-го. Команда находится на сборе в Сочи, готовится к открытому чемпионату Турции, который пройдет в январе. Старт является очень важным, ведь там можно будет выполнить лицензию на Олимпийские игры в Токио. Анастасия снова в деле и настраивается на свои третьи Игры.
— Понятное дело, олимпийский пьедестал — мечта каждого спортсмена. Вообще я думала, что закончу после Олимпиады в Рио, но почувствовала, что еще не до конца реализовала себя, и решила продолжить. На самом деле, практически после каждого крупного старта в голове мысли «все, это был последний заход, надо заканчивать», а потом вспоминаю про командный чемпионат мира, который пройдет в Минске в мае. Плюс я сама по себе человек основательный, люблю доводить начатое до конца. Даже когда уборку дома делаю, то еще три раза перепроверю, все ли чисто. У меня все всегда по полочкам. Что касается спорта и достижений, то, чувствую, что еще не все по своим местам расставила. В следующем году, конечно, главный старт — Токио. Надеюсь, что успокоюсь после него. Но это не точно… (Смеется.)
К слову, об Олимпиаде в Японии. Как правило, за пару лет до Игр у спортсменов, представляющих страну-хозяйку, случается всплеск результатов. Такая же ситуация сейчас и в спортивной ходьбе. На чемпионате мира в Дохе у японцев среди мужчин золотые медали на 20 и 50 км, у женщин призовой подиум был практически китайским. Лишь итальянка сумела заскочить на 3-е место на полтиннике. К слову, представители южных стран также очень сильны в спортивной ходьбе. Крупные старты часто проходят в жарких странах. Южанам не нужно привыкать к высоким температурам, это для них в порядке вещей.
— Да, в нашем виде спорта сильны японцы, испанцы, португальцы. Например, на сборе в Сочи температура вечером около 15 градусов была, так турчанки уже в шапках и пуховиках ходили. Для них это уже считается холодно.
«Молодежь наступает на пятки»
Конечно, списывать все на климатические условия не стоит. Система также важна. Надо признать, скороходов мирового уровня в Беларуси не было уже давно. Последняя медаль планетарного первенства была в 1997-м. Но в последнее время тенденция начинает прерываться. Например, на чемпионате Европы в Берлине в 2018-м у Дмитрия Дюбина была бронза на 50 км. К результатам Анастасии Яцевич начинают подбираться новые имена: Надежда Дорожук, Виктория Рощупкина…
— Да, в последние годы наша команда омолаживается. Молодежь наступает на пятки. Конкуренция появляется. Это только радует. У нас ведь крупный домашний старт впереди, и мы активно к нему готовимся. В последнее время федерация прилагает много усилий для успешного выступления: и в плане финансирования, и с фармакологией у нас проблем нет. Массажист с нами на сборы ездит. С экипировкой тоже все в порядке. У нас же не биатлон. Все попроще (улыбается). Если нужны новые «ходовки», заказываем, привозят. Форму где-то раз в полгода получаем. Старший тренер — Виктор Гордеевич Гинько — также всех вдохновил на работу. Думаю, мы хорошо выступим в мае на командном чемпионате мира.
Не секрет, что во многих видах спорта в плане набора присутствует кризисная тенденция. Школьники более активны в спортивных играх в гаджетах, нежели в реальной жизни. В спортивной ходьбе в последнее время много ребят из малообеспеченных семей. Для них это шанс выбиться в люди.
— Да, у нас в основном ребята из деревень. По себе сужу, так даже лучше! Это, возможно, более трудолюбивые дети, более мотивированные. У них крепкий организм. Да и чем плохо: есть результаты — поступаешь в училище олимпийского резерва. Там учишься, тренируешься. Находишься на государственном обеспечении. Крыша, еда, экипировка — все есть. Поэтому и мотивация у них зашкаливает. В принципе, все заслуженно.
«Тот, кто прошел спорт, — это другая категория людей»
Известное дело: график спортсмена — как у кочевников. День тут, день там. Оттого и построить настоящие отношения тяжело и дружба ценится выше. Даже если приятель совсем из другого вида спорта, например, биатлона. Уже долгое время Анастасия общается с биатлонистками — Надеждой Скардино и Надеждой Писаревой.
— С девочками мы как-то познакомились в спортивном общежитии, жили вместе. Потом так получалось, что в Раубичах у нас совпадали сборы. Тренировались на трассе одной. Свободное от тренировок время тоже вместе проводили, так и начали болеть друг за друга. Мы же на одной волне. Всегда говорю: «Тот, кто прошел спорт, — это другая категория людей». Мы очень дружелюбные. Помню, как-то мама Нади Скардино прилетела в Минск, а Надя была еще на тренировке и не успевала ее встретить. Поехала я (улыбается). В дружбе между спортсменами нет этих мелочных обид из ряда «почему ты мне не позвонила» и т.д. У каждого свой график. Мы все ценим и уважаем время друг друга.
«Отдых — это жизнь без графика»
В жизни спортсмена соревнования — это верхушка айсберга. Под водой скрываются бесконечные тренировки, сборы. Когда в Беларуси начинает холодать, наши ходоки обычно ездят в «командировки», где еще сохраняется теплая погода. Сочи, горы в Киргизии, Болгария и т.д. Один выходной на таких сборах — за счастье.
— Конечно, стараешься полностью отключиться от ходьбы хотя бы на день. Шопинг, кино, кафе. Можем на какой-нибудь другой вид спорта сходить посмотреть. Например, в Сочи любим на хоккей выбраться. Сейчас в «командировках» стараюсь больше читать. Люблю книги по психологии. Учу английский язык. Да, когда примерно 8 месяцев у тебя проходят где-то, то по возвращении в Беларусь дома ожидает гора бытовых дел. Банковские вопросы решить, резину на машине поменять и т.д. Вот вроде все сделал, можно отдохнуть, но снова нужно ехать (улыбается).
Настя, а какое у вас было максимальное время отдыха от ходьбы?
— Наверное, недели 3. Вот как раз после чемпионата мира в Дохе.
3 недели за 20 лет?!
— Ну да. Но после Токио, наверное, побольше будет (улыбается). После третьей Олимпиады у меня цель — семья, воспитание ребенка… Правда, расслабляться нельзя. Кто знает… Там ведь дальше может быть Париж!